Рим, Эсквилин и Оппиевый холм (Esquilino e colle Oppio).

Базилика Санта-Мария-Маджоре
Базилика Санта-Мария-Маджоре. Эсквилин. Рим.

Эсквилин, Эсквилинский холм (Esquilino) — холм, на котором располагалось древнейшее после Палатина римское поселение.
До этого здесь было «общее кладбище бедного люда», глубокие колодцы (puticuli), куда без разбора бросали трупы рабов и нищих бедняков без роду и племени; здесь были городские свалки и здесь же производились казни; тела казненных не хоронили, а бросали кучей.
Августу близость эсквилинского кладбища показалась неудобной, поэтому оно было засыпано и застроено, и в главной части освободившегося пространства были разведены прекрасные сады Мецената.
В пределах Эсквилинских кварталов также находились Аргилет - «улица сапожников», Субура - одна из оживлённейших по торговле улиц, Рыбная площадь и Площадь лакомств (Forum Cuppedinis), соединённые позднее в одно здание под именем Macellum («бойня»). Благодаря сравнительно высокому местоположению восточной части Рима здесь сосредоточивалась система римских водопроводов.
Из знаменитых римлян на Эсквилине жили: Цезарь, Проперций, Вергилий, Плиний Младший.
Базилика Санта-Мария-Маджоре
Базилика Санта-Мария-Маджоре. Эсквилин. Рим.

Базилика Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore) (piazza S. Maria Maggiore) одна из четырёх папских базилик Рима.
С её основанием связана интересная легенда: в одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь.
Её сменила базилика, построенная в 44-х гг. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери. Многие папы достраивали и украшали базилику.
Колокольня церкви, самая высокая в Риме (75 м) 1377 года постройки.
Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х годах Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в.
Большой интерес представляют три капеллы. Расположенная справа Сикстинская капелла построена по поручению папы Сикста V Доменико Фонтана. Капеллу увенчивает купол, она отличается богатством декора. Здесь похоронены Сикст V и Пий V. Их великолепные надгробные памятники украшены барельефами. Пройдя из этой капеллы в левый неф, можно попасть в Паолинскую капеллу, называемую также капеллой Боргезепоскольку она построена по приказу Павла V, происходившего из семейства Боргезе. План этой капеллы соответствует капелле Систина, но её декоративное убранство отличается ещё гораздо большей роскошью. В капелле похоронены Климент VIII и Павел V. Находящаяся на этой же стороне, но ближе к выходу капелла Сфорца построена Джакомо делла Порта, возможно по проекту Микеланджело.

Базилика Санта-Мария-Маджоре
Интьере. Базилика Санта-Мария-Маджоре. Эсквилин. Рим.

Базилика Санта-Мария-Маджоре
Интьере. Базилика Санта-Мария-Маджоре. Эсквилин. Рим.

Перед базиликой расположен фонтан Павла V с колонной, это единственная колонна, которая осталась от Базилики Максенция, ее высота 14,3 метра. Он была перенесена на площадь в 1613 году. На вершине стоит статуя девы Марии работы Гийома Бертело и Орацио Чензоре.
Колонна на площади Санта-Мария-Маджоре
Колонна на площади Санта-Мария-Маджоре. Эсквилин. Рим.

На площади всегда многолюдно, люди перекусывают, пьют, едят мороженое и кормят голубей.
Если обойти базилику, то можно увидеть обелиск Эсквилин, его высота 14,75 метров, он был перемещен сюда по приказу папы Сикста V. Это один из двух обелисков установленных Августом перед вход в мавзолей на Марсовом Поле.
Обелиск
Базилика Санта-Мария-Маджоре. Эсквилин. Рим.

Чуть дальше в переулках затерялась церковь Санта Пуденциана (S. Pudenziana) (Via Urbana, 161).
Кстати, Via Urbana – это древнеримская улица vicus Patricius, здесь располагались дома знатных патрициев.
церковь Санта Пуденциана
Церковь Санта Пуденциана. Эсквилин. Рим.

Согласно преданию, Пуденциана была сестрой Прасседы и дочерью римского сенатора Пуденте. Сенатор приютил в своем доме апостола Петра и так поверил в его проповеди, что устроил в своем доме христианский храм, который в римские времена был известен как titulus Pudentis. Раскопки подтвердили, что под современной церковью сохранились руины римского дома II века.
В течение своей жизни Пуденциана помогала нуждающимся, вместе со своей сестрой они собирали в колодец кровь мучеников.
Базилика была возведена в 384 году, потом она неоднократно реставрировалась и перестраивалась. Современная базилика расположена немного ниже улицы, к ее входу спускается двойная лестница.
Часовня была возведена в XII веке. Фасад церкви украшен фресками XIX века работы Пьетро Гальярди, к сожалению, фрески сильно испорчены.
Внутри церкви над алтарем находится знаменитая мозаика V века, это одна из самых старинных мозаик Рима.
Недалеко расположена церковь Санта Прасседе (S. Prassede) (Via di Santa Prassede 9a). Обе эти церкви являются жемчужинами римско-византийского церковного зодчества IV века.
Прасседа – вторая дочь сенатора Пуденте, обращенная в христианство апостолом Петром. Христианский храм на этом месте был известен еще в конце V века.
церковь Санта Прасседе
Церковь Санта Прасседе. Эсквилин. Рим.

Впоследствии базилика неоднократно реставрировалась и перестраивалась. Современная базилика имеет три нефа, разделенных восемнадцатью колоннами. Центральный неф украшен фресками «Страсти Христовы» и здесь находится люк, который закрывает колодец, где, если верить преданию, хранятся мощи святых мучеников, которые собирала Святая Прасседа.
церковь Санта Прасседе
Церковь Санта Прасседе. Эсквилин. Рим.

Крестообразная капелла Святого Дзеноне (S. Zenone) – самый яркий и ценные пример византийского искусства в Риме, была возведена в IX веке по указу папы Паскаля I, как мавзолей для его матери Терезы. Капеллу еще называют райским садом из-за мозаик.
церковь Санта Прасседе
Капелла Святого Дзеноне. Церковь Санта Прасседе. Эсквилин. Рим.

Справа от входа в нише находится колонна бичевания, к которой был привязан Христос, привезенная из Иерусалима в 1223 году.
Вернемся к базилики Санта-Мария-Маджоре и пойдем дальше в сторону piazza Vittorio Emanuela II.
По via V. Carlo Alberto между церковью Св. Вита и Модеста (Ss. Vito e Modesto) и современным зданием находится арка Галлиена (Arco di Gallieno). Арка построена на том месте, где находилсь античные ворота Эсквилина в стенах республиканского периода IV века до н.э. Это выход на холм Субурано. Вход был построен при Августе, а когда оригинальные стены были разрушены, в 261 году построили арку Галлиена.
арка Галлиена
Арка Галлиена. Эсквилин. Рим.

Фасад церкви Святых Вита и Модеста (Ss. Vito e Modesto)
арка Галлиена и церковь Св. Вита и Модеста
Арка Галлиена и церковь Св. Вита и Модеста. Эсквилин. Рим.

Церковь датируется концом IV века. Она располагалась рядом с рынком Ливии (Macellum) и до IX века носила имя Св. Вита ин Мацелло (S. Vito in Macello). Долгое время церковь была заброшена, и в 1477 году Сикст IV отреставрировал и достроил церковь.
На piazza Vittorio Emanuele II в саду памяти Никола Калипари находятся так называемые Трофеи Марио (Trofei di Mario).
Трофеи Марио
Piazza Vittorio Emanuele II. Рим.

Кирпичные остатки огромного фонтана, построенного Александром Севером (222-235 годы), питающегося водой из акведука Клавдия. Фонтан украшали статуи, так называемые «трофеи Марио», которые в 1590 году перенесли на Капитолий.
В 1680 году на месте современной площади Витторио Эммануэле II находилась вилла маркиза Массимилиано Паломбара. Магическая дверь Маркиз увлекался литературой и был известен в Риме своей страстью к оккультизму и эзотеризму.
В саду виллы располагалась его лаборатория для опытов.
Легенда рассказывает, что одному из гостей маркиза во время опытов удалось получить из свинца золото – то, к чему стремились все алхимики.
Свой «рецепт» он записал с символов, тайных метафор и шифровок, так это было принято у алхимиков. Маркиз не смог расшифровать «рецепт» и решил поместить его на входную дверь в сад, чтобы кто-нибудь другой смог решить загадку.
С тех пор дверь стала называться магической. Сейчас не существует ни вилла, ни сад, но магическая дверь осталась в стене в саду площади Витторио и представляет собой один из немногих памятников алхимии в мире.

На пересечение с Via Napoleone III, зажатая домами, находится церковь Св. Еуcебио (S. Eusebio).
церковь Св. Еузебио
Церковь Св. Еузебио. Эсквилин. Рим.

Это одна из самых древних церквей города, была построена в V веке.
Здесь в 357 году умер римский святой пресвитер и большой противник арианизма (учение Ария и его последователей, признававших в Христе лишь одно человеческое естество).
Под церковью сохранились остатки римских домов II века.
Фасад церкви украшен работами Карла Стефано Фонтана в 1711 году. Внутреннее убранство церкви сохранилось с 1238 года.
Пройдем дальше на via Merulana, 124, здесь находится церковь Святого Антонио из Падуи (Sant'Antonio da Padova). Эта церковь была построена в 1884-1888 г. францисканцами. Величественная двойная лестница ведет в церковь, украшенную символами монашеского ордена .
Sant'Antonio da Padova
Церковь Святого Антонио из Падуи. Эсквилин. Рим.

Свернем на viale del Monte Oppio.
Здесь находится церковь Сан-Мартино-ай-Монти (S. Martino ai Monti) (via di Monte Oppio, 28), которая была основана папой Сильвестром I. Сначала это был большой ораторий, в память всех безызвестных мучеников. В церкви Сан-Мартино-ай-Монти сохранились мозаики IV-V вв, фрески IX века, крипта III века, находящаяся под алтарем. Крипта представляет собой большое прямоугольное помещение. Скорее всего, во времена Римской империи здесь размещался крытый рынок или магазин. А первые христиане устроили здесь часовню для молитв.
церковь Сан-Мартино-ай-Монти
Церковь Сан-Мартино-ай-Монти. Эсквилин. Рим.

Свернем на via d. Sette Sale.

Нерон задумал построить свой грандиозный дворец - Золотой дом - Domus Aurea.
Золотой Дом Территория его захватывала Палатин, Эсквилин, cклоны Квиринала и Целия и низину между ними, где впоследствии был построен Колизей. Но самые красивые его залы были возведены на Оппиевом холме.
Нерон мечтал о дворце, который был бы равный дворцам Китая и Ассирии.
План такого грандиозного дворца был составлен архитекторами Севером и Целером. По их замыслу это был целый дворцовый комплекс, в который входили рощи, поля, луга, виноградники, фруктовые сады, искусственные пруды.
При планировании дворца для Нерона Север и Целер вознамерились создать не один дворец, а своего рода дачную резиденцию в центре Рима. Примерная площадь дворца от 40 до 120 га.
Пожар в Риме в 64 году расчистил место для постройки дворца. Этот пожар был на столько кстати, что общественное мнение заподозрило Нерона в поджоге Рима.
После пожара Нерон энергично взялся за восстановление Рима, одновременно с восстановлением города возводился и дворец для императора. Главный вход во дворец располагался на Форуме, а вела к нему часть Священной дороги.
Чтобы придать ей монументальный характер, Нерон повелел построить по обе стороны от дороги большие арки.
Прихожая в нем была такой высоты, что в ней стояла колоссальная статуя императора ростом в сто двадцать футов в позе Колосса Родосского; площадь его была такова, что тройной портик по сторонам был в милю длиной; внутри был пруд, подобный морю, окруженный строеньями, подобными городам, а затем — поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками, и на них — множество домашней скотины и диких зверей… в обеденных палатах потолки были штучные, с поворотными плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстьями, чтобы рассеивать ароматы; главная палата была круглая и днем и ночью безостановочно вращалась вслед небосводу; в банях текли соленые и серные воды.
И когда такой дворец был закончен и освящен, Нерон только и сказал ему в похвалу, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески.
Надо сказать, что до этого он жил во дворце, построенным Калигулой и чувствовал себя там психологически не комфортно.
Среди некоторых исследователей существует мнение, что "Золотой дом" задумывался не только как роскошная вилла в центре Рима, но и как своего рода "дворец Солнца" - обиталище космического божества. Недаром в официальные портреты Нерона были внесены атрибуты двух богов - эгида Юпитера и солнечный венец Гелиоса.
"Золотой дом" строился несколько лет.
Внутреннее их убранство отличалось более чем сказочным великолепием. Впервые в Риме, украсили мозаикой не только стены, но и потолки (своды). Главный круглый зал был оснащён ложным внутренним куполом, который вращался рабами для услаждения гостей цезаря.
Стены многих залов были расписаны художником Фабуллом. Эта фресковая роспись, нигде не повторявшаяся, могла быть исполнена то как театральная декорация, то изображала сцену из греческой трагедии. Одни комнаты были расписаны на сюжеты приключений мифологических героев, другие украшены городскими, сельскими или просто фантастическим пейзажами с невиданными птица ми, сказочными чудовищами или злыми демонами.
Осуществить столь грандиозный замысел архитекторам Северу и Целеру помог изобретенный уже к тому времени цемент. Они были одними из первых, кто начал использовать неизвестный дотоле строительный материал. Арки и купола не требовали больше мощных стен для опоры, и потому весь "Золотой дом" получился легким и воздушным. Это было строение светлое и романтическое, царство искусства и безмятежности.
"Золотой Дом" сгорел практически полностью в пожаре при правлении Тита. На землях Золотого дворца Флавии построили новый форум, термы, амфитеатр; отдалённые участки отошли под частную застройку.
После смерти Нерона Веспасиан приказал изменить лик статуи Нерона в позе Колосса Родосского, дабы она олицетворяла бога Солнца; при Адриане её перенесли на новое место, к амфитеатру Флавиев; по имени Колосса амфитеатр получил современное название — Колизей.
Законсервированные временем подземные залы были случайно вскрыты в XV веке. Фрески, хорошо сохранившиеся до того времени, под действием влаги начали разрушаться. Именно дождям приписываются обвалы потолков дворца в XX веке.
В 1999 году, после двадцати лет реставрации, помещения дворца в парке Траяна были открыты для посетителей (только организованные экскурсии). В 2005 году по соображениям безопасности комплекс вновь закрыли, и после проведения неотложных работ он открылся в феврале 2007.
(тел. 0639967700 пн.-сб. 9-20)

Via delle Sette Sale выведет нас к церкови Сан-Пьетро-ин-Винколи (S. Pietro in Vincoli).
церкови Сан Пьетро ин Винколи
Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Рим.

Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи была построена на остатках двух зданий конца II века до н.э. Сан-Пьетро-ин-Винколи – одна из семи больших (паломнических) базилик Рима.
Церковь носит свое название по причине того, что в ней хранятся вериги (железные цепи для смирения плоти) святого апостола Петра, в которые он был закован первый раз в Иерусалиме, а второй раз в Риме в Мамертинской темнице.
Построена эта церковь была Евдокией в 455 году. Иерусалимская верига была подарена Евдокие ее матерью и прислана в Рим. Две вериги Мамертинская (меньшая) и Иерусалимская (большая) сохраняются в главном престоле внутри ковчега. Вериги имеют великую чудодейственную силу: "разрушают злодейства вражия", "исцеляют от страстей", "сокрушают узы начальника злобы", от вериг получают телесное и душевное здравие.
Церковь многократно перестаривалась: фасад законче в 1475 году, дворик – еще через несколько лет. В храме покоятся художник Антонио Полайоло и папа Юлий II. Проект папской гробницы составил Микеланджело, ему принадлежат статуи Лии, Рахили и знаменитый «Моисей» с рожками.
церковь Сан Пьетро ин Винколи
В 1505 году папа Юлий II предложил Микеланджело создать самую величественную усыпальницу христианского мира. Сначала предполагалось, что это будет отдельный мавзолей с просторной погребальной камерой. Украшать гробницу должны были 40 установленных на трех уровнях скульптур. На ее возведение папа отвел пять лет, хотя было ясно, что это совершенно нереальный срок. В 1506 году Юлий II приступил к реконструкции собора святого Петра, и это отвлекло его от собственной усыпальницы. В результате гробница была закончена только в 1545 году, разместившись в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи.
Резцу Микеланджело принадлежать три большие фигуры, остальные выполнены его помощниками.
В парижском Лувре хранятся еще две великолепные статуи, высеченные Микеланджело для этой усыпальницы в 1513 году, которые не были установлены.

церкови Сан Пьетро ин Винколи, Моисей


Карта маршрута: Эсквилин и Оппиевый холм.
Карта маршрута





Вся Италия: фото, путеводители.
Рим
Римский форум Палатин Капитолий Императорские форумы Бычий форум Квиринал Колизей Латерано Санта Кроче Сан-Паоло-фуори-ле-Мура Целий Авентин Эсквилин и Оппиевый холм Яникул Тестаччо Площадь и собор Святого Петра Замок и мост Святого Ангела От площади Навона до Пантеона От площади Навона до Тибра Площадь Пополо (народная) Еврейское гетто Трастевере Сан Лоренцо Фонтан Треви - Испанская площадь Фонтаны Рима Мосты Рима Обелиски Рима 10 нестандартных мест, которые можно посетить в Риме.