Рим: От площади Навона до Пантеона.

Площадь Навоны – центральная и одна из самых известных площадей Рима.
Можно найти интересное описание площади Навоны в «Интимных письмах об Италии» Шарля де Брос: «Площадь Навоны, некогда цирк императора Александра Севера, могла бы считаться прекрасным местом, если бы не была такой грязной, но, поскольку здесь располагался овощной рынок, то выглядит она хуже, чем площадь Мобер. Тем не менее, надо признать, что фонтаны тут несколько лучше, чем на площади Мобер».
Хотя овощного рынка на площади уже давно нет, чистотой она не отличается и сейчас, многочисленные толпы туристов и уличных торговцев создают пеструю атмосферу площади Навоны, где на все это в немом великолепии смотрят роскошные фонтаны.

Подходя к площади Навона со стороны via Vittorio Emanuele, попадем на маленькую piazza Pasquino. Здесь прячется знаменитая «говорящая статуя».
Паcквино, Рим, Италия«пасквили» - сатирические стихи.
На самом деле сама статуя эллинистическая и датируется III веков до н.э. Она была найдена в 1501 году во время раскопок дворца Орсини (сейчас дворец Браски), именно на том месте, где сейчас находится.
Напротив Пасквино на via del Governo Vecchio расположенные здания и мастерские XV-XVI веков.

via del Governo Vecchio, Рим, Италия
Via del Governo Vecchio.

Площадь Навоны (Piazza Navona) расположена на месте античного стадиона императора Домициана и имеет овальную форму. Длинна стадиона-площади 270 метров, ширина 55 метров. Стадион был построен в 86 году и мог вместить 33 000 человек.
Название площади происходит скорее всего от римского «in agone» - «на арене», которое трансформировалось в «навоне» и потом в «навона».
Стадион стал площадью в XV веке, когда располагавшийся здесь рынок переехал на Капитолий.
стадион Домициана, Рим, Италия
Стадион Домициана

Площадь Навона стала гордостью римского барокко.
В центре площади возвышается известный фонтан "Четырех рек" работы Бернини (1648-1651 гг), украшенный аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы - символизирующие, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. Величественный и совершенный фонтан выполнен в стиле барокко.
фонтан Четырех рек, Рим, Италия
Фонтан Четырех Рек



В центре фонтана установлен египетский обелиск из цирка Максенция, покрытый иероглифами.
Его высота 16,53 метра.
Обелиск, Рим, Италия
Обелиск

За фонтаном находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone), которую начинал возводить Ринальди, а закончил Борромини в 1657 году.
Площадь Навоны и церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне
Площадь Навоны и церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне

Церковь посвящена мученицы Агнессе, одной из самых почитаемых в Риме святых.
Существует легенда, согласно которой, христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников на стадионе Домициана, но у нее мгновенно отрасли волосы и скрыли наготу.
Голова святой, заколотой кинжалом, хранится в крипте церкви.
Фонтан Мавра работы Бернини (1654 г) находится с южной стороны площади.
Фонтан Мавра, Рим, Италия
Фонтан Мавра

Фонтан Нептуна расположился в северной части площади Навона. Этот фонтан строился в течение почти ста лет, так как стремились, чтобы он соответствовал стилистики площади. В его возведению участвовали такие мастера, как Делла Порта, Бернини и Бита, создавший статую Нептуна в 1878 г.
Фонтан Нептуна, Рим, Италия
Фонтан Нептуна

На площади всегда многолюдно, зимой здесь проходит рождественская ярмарка, в любое время года играют музыканты, рисуют художники, в кафе много посетителей.


Площадь Навоны, Рим, Италия
Площадь Навоны

Свернем с площади Навона в сторону Пантеона. Здесь находится церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези (Chiesa di San Luigi dei francesi) (Piazza San Luigi dei Francesi, 20). Это французская церковь, построенная в 1589 году. Здесь слева от алтаря находятся три шедевра Караваджо - Призвание апостола Матфея, Св. Матфей и ангел и Мученичество св. Матфея.
Призвание апостола Матфея
В 1599 году Караваджо получил свой первый большой заказ – написать две картины для капеллы Контарелли французской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. На храм много жертвовал французский священник М. Контре, называемый себя на итальянский лад Маттео Контарелли. Караваджо обязывался изобразить его небесного покровителя – апостола Матфея.
До своего обращения Матфей служил мытарем – сборщиком налогов. В «Призвании апостола Матфея» Матфей указывает пальцем себе на грудь, словно восклицая в ответ на приглашающий жест Христа: «Кого, меня?» Полоса света символизирует внезапное духовное просветление Матфея.
Призвание апостола Матфея

Мученичество св. Матфея
«Мученичество Святого Матфея было написано в 1599-1600 гг. Любопытная деталь: в одном из действующих лиц жестокой сцены Караваджо изобразил самого себя.
Мученичество св. Матфея

Св. Матфей и ангел
В феврале 1602 года Караваджо получил заказ на полотно «Святой Матфей и ангел», которое должно было занять место в алтаре капеллы Контарелли. Его сюжет связан с явлением Матфею ангела, вдохновившего его на написания Евангелий.
Следуя своим представлениям о реализме, Караваджо изобразил ангела непосредственно водящим рукой Матфея по пергаменту – при этом сам евангелист похож на не знающего грамоты человека. Этот вариант картины был отклонен церковью, поскольку изображение нашли неприличным – прежде всего, из-за «оскорбительно выставленных на всеобщее обозрение ног святого».
Караваджо тут же создал более традиционный вариант. Этот вариант до сих пор украшает алтарь. Отвергнутый вариант купил еще один покровитель Караваджо, маркиз Винченцо Джустиниани, но в годы Второй мировой войны полотно погибло в Германии.

Св. Матфей и ангел

На via Sant'Agostino находится церковь Сант-Агостино (Sant'Agostino). Церковь была возведена в XIV веке. Здесь также хранится работа Караваджо Мадонна пилигримов.
Мадонна пилигримов
Работа «Мадонна Лорето» (более известная как «Мадонна пилигримов») вызвало огромные споры.
Д. Бальоне написал о нем так: «Пилигримы – мужчины с грязными ногами и женщина в неопрятном чепце – наделали шума, поскольку многие восприняли их как оскорбление столь возвышенному полотну».
Это не помешало «Мадонне пилигримов» стать одной из самых известных работ Караваджо.
Мадонна Пеллегрини

Вернемся на corso del Rinasciment, здесь стоит внушительное здание XV века - Палаццо Мадама (Palazzo Madama), в котором заседает Сенат Итальянской республики.
Палаццо Мадама, Рим, Италия
Палаццо Мадама

Пройдем дальше к Пантеону.
Пантеон, Рим, Италия
Пантеон

Пантеон - храм, посвященный всем богам, уникален вдвойне: кажется чудом и то, что зодчие древности сумели построить такой храм, и то, что он дошел до нас в целости и сохраности.
Пантеон представляет собой круглое сооружение с отверстием сверху, через которое храм освящается дневным светом и проветривается. До сих пор не известно, с какой целью он был построен.


Самое сильное впечатление Пантеон производит, если подойти к нему сзади или сбоку: тогда вместо аккуратного, замыкающего картинную площадь фасада видны будут мощные, будто корнями уходящие в землю стены, покрытые дырами и шрамами.
Августов зять Марк Випсаний Агриппа заложил тут квадратный храм всех богов в 27 году до н.э.; круглым Пантеон стал уже при Адриане. Поскольку никто до конца не понимал, как возводить крышу над столь огромной конструкцией, изнутри здание заполнялось землей, к которой император повелел примешивать золотые монеты. Когда работы были закончены и на фасад водрузили оставшуюся от первоначальной версии надпись "M.AGRIPPA L.COS. TERTIUM FECIT" (МАРК АГРИППА, СЫН ЛУЦИЯ, ТРИЖДЫ КОНСУЛ, СДЕЛАЛ), Адриан объявил, что каждый нашедший монету может забрать ее себе - и в считанные минуты внутри храма было пусто и чисто. Впрочем, легенду эту могли пустить в оборот архитекторы Ренессанса, проводившие недели напролет за измерениями в надежде постигнуть секрет купола, который остается самым большим куполом из неармированного цемента в мире. Его диаметр составляет 43,4 метра.
Дожить до начала Возрождения в практически нетронутом виде Пантеону удалось благодаря императору Фоке, который в 608 году даровал здание папе Бонифацию IV. Папа немедленно перепосвятил храм всех богов Мадонне и всем мученикам, перевезя сюда из катакомб 28 телег с останками первых христиан, а императору в благодарность поставил на Форуме колонну.
Позднейшие понтифики на все лады пытались приручить языческое здание - Урбан VIII даже велел Бернини пристроить по краям фронтона пару колоколен, но идея оказалась крайне неудачной: конструкцию обозвали "ослиными ушами" и ругали до тех пор, пока в конце XIX века ее наконец не снесли. Однако церковь здесь действует и до сих пор.

Пантеон. Старая фотография. Рим, Италия
Пантеон. Старая фотография.

Внутри находятся гробницы великих людей - Рафаэля, короля Виктора Эммануила и его сына Умберто и другие.
Но самое интересное здесь - купол. Изнутри видно, что фонаря, как в позднейших христианских храмах, у него нет: в самом центре находится ничем не прикрытая дыра диаметром 9 метров, под которой в дожди скапливается довольно внушительная лужа. Зато в любое другое время световые эффекты - гениальные.
Беда Достопочтенный утверждал, что отверстие в куполе пробили демоны, спасаясь бегством из языческого храма в тот момент, когда его освещал папа Бонифаций IV.

Пантеон, Рим, Италия
Купол Пантеона

На самом деле купол является сферическим меридианом. Как это работает? В зависимости от сезона солнце поднимается на разную высоту, его лучи проникают в отверстие в куполе и рисуют солнечный диск, который смешается в течение дня. В полдень солнечный диск достигает входа и переходит на противоположную сторону. В зависимости от сезона диск поднимается на разную высоту над входом. Это позволяет контролировать время и календарь.
По фотографии выше, мы можем сказать, что дело происходит зимой.
В летнее время солнечный диск опускает ниже, в день летнего равноденствия доходит до пола.
Кроме этого в различные дни года происходят удивительные световые эффекты: солнечное пятно может подсвечивать вход изнутри (21 апреля), летом появляется огромный солнечный круг на полу. Но самый впечатляющий световой феномен – солнечная арка над входом.
Все это говорит о том, что Пантеон был построен на основании точных астрономических расчетов.

Перед Пантеоном находится маленькая piazza della Rotonda.
В центре площади фонтан работы Джакомо делла Порта 1575 года с египетским обелиском, эпохи Рамете II. Обелиск перевез в Рим Домициан для того, чтобы украсить храм Исиды. Перед Пантеоном обелиск появился в 1711 году по указу папы Клемента XI.
Фонтан украшен большими масками, дельфинами и гербами.
Пантеон, пьяцца Ротонда, Рим, Италия
Фонтан перед Пантеоном

Базилика-Санта-Мария-сопра-Минерва (S. Maria sopra Minerva) (www.basilicaminerva.it) находится совсем близко от Пантеона.
Базилика Санта Мария сопра Минерва, Рим, Италия
Базилика Санта Мария сопра Минерва

Она была построена в 1280 году на месте античного храма Минервы Калчидики. Отсюда и ее название «Святая Мария над Минервой». В базилике находятся работы Филиппо Липпи (придел Карафа), Антониаццо Романо, скульптура Микеланджело ("Христос, несущий крес").
Базилика Санта Мария сопра Минерва, Рим, Италия
Интерьер базилики Санта Мария сопра Минерва

Здесь покоятся мощи Святой Екатерины Сиенской - покровительницы Италии. В базилике похоронен знаменитый художник-монах фра Анжелико, кардинал Пьетро Бембо и папы Лев X, Урбан VII, Бенедикт XIII и Климент VII.
Базилика Санта Мария сопра Минерва, Рим, Италия
Мощи Святой Екатерины Сиенской

Базилика Санта Мария сопра Минерва, Рим, Италия 1. Капелла с купелью (Cappella del Fonte Battesimale) была украшена в 1639 году. Позже в 1724 году полностью обновлена архитектором Филиппо Рагуццини. Здесь находятся бюсты кардиналов Ладислао д'Аквуино и Альбано Феррагалло.
2. Капелла Каффарелли (Cappella Caffarelli) посвящена святому Людовику Бертранду, который занимался миссионерской деятельностью в Латинской Америке в XVI в. Капелла была построена в 1498 году, украшена фресками из жизни святого Доменика (первая половина XVII в.)
3. Капелла Колонна (Cappella Colonna) построена в 1540 году в честь Святой Троицы. Справой стороны могила Изабеллы Альварез из Толедо.
4. Капелла Габриели (Cappella Gabrielli) посвящена святого Петру Мученику из Вероны, украшена фресками работы венецианского художника Джован Батиста Франко, прозванного Семолеи.
5. Старый боковой вход.
6. Капелла Благовещение Пресвятой Богородицы (Cappella dell' Annunziata) была построена в 1637 году. С левой стороны установлена статуя папы Урбана VII, который был погребен в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в 1606 году. Урбан VII вошел в историю, как папа с самым коротким сроком правления (всего 12 дней). В день коронования он уплатил собственными деньгами все долги, приказал раздать хлеб и мясо беднякам Рима, взял на себя заботу об инвалидах.
Урбан VII опубликовал невероятный указ, обязывающий хлебопеков «улучшить качество хлеба, уменьшить цену, чтобы народ получал полноценный продукт и его не обманывали при покупке». Через 12 дней он умер, официальная версия – малярия, неофициальная – отравление.
Над алтарем – столешница работы Антониаццо Романо.
Слева – могила кардинала Торкуемада, справа – могила кардинала Бенедетто Джустиниани. Сверху фрески из жизни Святого Доминика и Святого Джачинто – святые защитники Братства. В нишах фрески работы Чезаре Неббия.
7. Капелла Альдобрандини (Cappella Aldobrandini) была построена доминиканским кардиналом Маттео Орсини после 1340 года. Папа Климент VIII (Ипполито Альдобрандини) расширил и украсил капеллу, привлекая к этим работам Джакомо делла Порта и Джироламо Ринальди.
Алтарный холст «Святое причастие» работы Федерико Фьори, названного Барочи был написан в 1594 году. По сторонам от алтаря установлены статуи святых апостолов Петра и Павла, и внизу два бюста Альдобрандини (работа Камилло Мариани). В нише с левой стороны – Климент VIII, с правой – святой Себастьян.
Также здесь находится статуя «Христос несущий крест» работы Микеланджело.
8. Капелла святого Раймонда (Cappella di S. Raimondo di Penafort) основана испанским кардиналом Хуаном Диего делла Кока, умершего в 1447 году. В центре капеллы находится надгробие кардинала работы Андреа Бреньо.
9. Капелла Распятия (Cappella del Crocifisso) названа так из-за деревянного распятия XV века, находящегося на алтаре. Первое распятие для Санта-Мария-сопра-Минерва было написано Джотто, но то распятие было утрачено.
10. Капелла Карафа (Cappella Carafa) была построена в 1489-1492 гг. Стены капеллы украшают фрески Филиппино Липпи.
11. Готическое надгробие французского епископа Гульельмо Дуран было возведено в 1296 году и украшено мозаиками.
12. Капелла Алтьери (Cappella Altieri) была украшена в 1671 году. Она посвящена всем Святым.
13. Статуя Святого Иоанна Батиста (1858).
14. Капелла Капраника (Cappella Capranica) посвящена Благовещенью Пресвятой Богородицы. С 1430 по 1855 гг. здесь хранились мощи святой Екатерины Сиенской. Стены покрыты фресками из жизни святой Екатерины Сиенской.
15. Главный алтарь был переделан в 1857 году по проекту Джузеппе Фонтана. Под алтарем хранятся мощи святой Екатерины Сиенской, сверху – большая статуя Святой работы Антонио да Фиреце (1430 г.), который был настоятелем монастыря Минерва. В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва хранится только тело святой, голова была дарована Сиене в 1385 году.
16. Капелла Медичи и хора (Cappella Medicea o del Coro) выполнена в готическом стиле и посвящена тело Христову. Капелла претерпела сильные изменения в 1536-1540 гг., когда флорентийский архитектор Антонио да Сангалло Младший добавил надгробия пап Леона X (в миру Джованни де Медичи, сын Лоренцо Великолепного) и Климента VII (также из рода Медичи). В 1614 году Карло Мадерно добавил капелле барочные черты. Позже Фра Джироламо Бьянкеди вернул капелле готический вид. В боковых нишах – статуи святых пророков.
17. Статуя Освободителя работы Микеланджело. Работу над статуей Микеланджело начал в 1519 году.
18. Вестибюль. С левой стороны на стене – статуя кардинала Антонио Микеле Бонелли по проекту Джакомо делла Порта. Над дверью погребальный монумент кардинала Карло Бонелли. С правой стороны – статуя кардинала Доменико Пиментель по рисункам Лоренцо Бернини.
19. Капелла Франджипане и Мадалени-Капиферро (Cappella Frangipane e Maddaleni-Capiferro).
С правой стороны находится могила художника доминиканского монаха Фра Анджелико, который умер рядом с монастырем в 1455 году. Гробницу великого художника украшает статуя, изображающая его в образе смиренного монаха. В 1948 году Фра Анджелико был причислен к лику блаженных.
20. Комната святой Екатерины Сиенской. В этой комнате святая умерла, все сохранилось в первоначальном виде, на стенах заметны фрески Антониацо Романо.
21. Ризница была построена по указу кардинала Антонио Барберини в 1637 году. Покрыта фресками работы Джузеппо Пулья названого Бастардом. Над входной дверью – фрески Джован Батиста Сперанца.
22. Капелла святого Доменика посвящена основателю доминиканского братства. Это самая большая капелла церкви.
Справа – надгробие доминиканского папы Бенедикта XIII (Пьетро Франческо Орсини), одного из самых добродетельных и деятельных пап. В 16 лет против воли родителей он вступил в братство доминиканцев. Посвятив всего себя изучению богословия, он в 21 год стал профессором, а в 23 года - кардиналом. Но даже получив высокий сан, Пьетро продолжал жить как скромный монах.
35 лет Пьетро прожил в Беневенто, восстанавливая церкви, строя больницы и облегчая жизнь бедных. За помощь в восстановлении города, дважды пострадавшего от землетрясений 1688 и 1702 г., Орсини получил неофициальный титул "Второй основатель Беневенто".
После того, как Пьетро стал папой, он первым делом решил укрепить духовную дисциплину. Бенедикт выпустил несколько декретов, запрещавших показную роскошь в среде кардиналов, хотел традиции массовых публичных покаяний. В 1931 г. начался процесс канонизации Бенедикта XIII.
23. Зал пап. Здесь принимали пап во время их визита в церковь Санта-Мария-сопра-Минерва. Зал украшен незаконченной статуей Мадонна с младенцем работы Лоренцо Бернини или его учеников. Через зал пап можно выйти во двор.
24. Алтарь святого Джачинто (Altare di San Giacinto) украшает картина Падованино (1578-1630 гг.). Слева – могила скульптура Андреа Бреньо.
25. Погребальная статуя монахини Марии Раджи (Monumento di Suor Maria Raggi) работы Лоренцо Бернини. Скульптура из цветного мрамора и бронзы была установлена в 1647 году.
26. Капелла святого Пия V (Cappella di San Pio V). В алтарной части находится картина «Святой Пий V поднимает распятие в честь победы над турками» работы Андреа Прокачини.
27. Двор. Древний двор монастыря был ниже и шире, окруженный тонкими колоннами. Дворик, который можно увидеть сейчас относится к 1559-1566 гг.
28. Деревянный амвон – возвышение, с которого читают тексты из Библии.
29. Капелла Ланте делла Ровере (Cappella Lante della Rovere) посвящена апостолу святого Джакомо Старшему. Здесь находится картина на деревянной основе «Апостол святой Джакомо» работы Марчелло Венусти. Справа – надгробие Марии Колонна, украшенное ангелом работы Тенерани.
30. Капелла Джустиниани (Cappella Giustiniani) посвящена святому Винченцо Феррери. Алтарный образ работы Бернардо Кастелло (1557-1629)
31. Мраморное надгробие Джованни Виджевано. Работу приписывают Лоренцо Бернини.
32. Капелла Грацьоли или святого Сальваторе. (Cappella Grazioli o del SS. Salvatore)
33. Капелла святого Джованни Батиста (Cappella di S. Giovanni Battista) построена в память о семействе Наро в 1588 году.
34. Могила Чезаре Фаббретти.
35. Капелла Святого Сердца (Cappella del Sacro Cuore) построена в 1577 году. Алтарный образ «Христос и святые Екатерины Сиенской и святая Маргарита Мария Алакуе» работы Коррадо Меццана (1922). Все фрески капеллы современные.
36. Могила флорентийца Франческо Торнабуони (1408) работы Мино да Фьезоле. Сверху – могила кардинала Джованни Тебальди (1466) работы Андреа Бреньо и Джованни Дальмата.

Перед базиликом – египетский обелиск Минерва. Он прибыл в Рим вместе с обелиском-близнецом, который сейчас находится у Пантеона для храма Исиды. Этот маленький обелиск высотой 5,5 метров появился напротив церкви в 1667 году по указу папы Александра VII. Архитектор Лоренцо Бернини установил обелиск на слона.
На фасаде справой стороны можно видеть засечки – уровень, на который поднимался Тибр во время наводнений.

Наводнение в Риме

Читайте также:

Рим: От площади Навоны до Тибра.

Мадонны Рима.

Бернини против Барромини.

Романтичный вечер в Риме.

10 нестандартных мест, которые можно посетить в Риме.



Вся Италия: фото, путеводители.
Рим
Римский форум Палатин Капитолий Императорские форумы Бычий форум Квиринал Колизей Латерано Санта Кроче Сан-Паоло-фуори-ле-Мура Целий Авентин Эсквилин и Оппиевый холм Яникул Тестаччо Площадь и собор Святого Петра Замок и мост Святого Ангела От площади Навона до Пантеона От площади Навона до Тибра Площадь Пополо (народная) Еврейское гетто Трастевере Сан Лоренцо Фонтан Треви - Испанская площадь Квартал Коппеде Фонтаны Рима Мосты Рима Обелиски Рима Акведуки Рима Бункер Муссолини на вилле Торлония 10 нестандартных мест, которые можно посетить в Риме.