13 картин Караваджо, которые стоит увидеть

Главная - Инфо

Микеланджело Меризи Караваджо – один из самых известных художников мира и гений на все времена. Он родился 29 сентября 1571 года в Милане, где начал обучение и сформировался как творец, его талант раскрылся в Риме, откуда был вынужден бежать в 1608 году по причине убийства, в котором его обвиняли. Он побывал в Неаполе, Мальте и на Сицилии. Жизнь Караваджо отличалась хаотичностью и беспокойством, а живопись отражала реальность. Он мастерски использовал свет, эмоциональное состояние и совершенство композиции.

Представляет вашему вниманию 13 знаменитых картин Караваджо, которые можно увидеть в европейских музеях.

1. «Лютнист» (1595-1596) / Санкт-Петербург

Картина «Лютнист» хранится в музее «Эрмитаж» (Санкт-Петербург), это единственная работа Караваджа, которую можно увидеть в России. Она происходит из коллекции Джустиниани, «Эрмитаж» приобрел ее в 1808 году. Полотно было создано в молодые годы. На переднем плане изображен стол, на котором находятся ваза с цветами, фрукты, скрипка и партитуры. Музыкант с полуоткрытым ртом готов начать песню. Существует предположение, что на картине изображен любовник Караваджо – Марио Миннити.

Лютнист

2. «Амур-победитель» (1602-1603) / Берлин

Картина находится в Берлинской картинной галерее. Она является самой знаменитой аллегорией Караваджо. Моделью для Амура выступил Чекко Бонери, который возможно был любовником художника. Темой картины стала Любовь, которая побеждает земную жизнь. На земле лежат скипетр и корона, символизирующие королевский сан; войну отражают оружие и броня; книга, ноты и музыкальные инструменты олицетворяют литературу и музыку. Амур триумфально возвышается над вселенной.

Амур-победитель

3. «Ужин в Эммаусе» (1601-1602) / Лондон

«Ужин в Эммаусе» находится в Национальной галерее Лондона. На картине изображена сцена из Евангелия от Луки: два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, приглашают незнакомца на ужин. На полотне запечатлен тот момент, когда воскресший Иисус благословляет хлеб и вино, и путники узнают его.
С правой стороны изображен Клеопа, который раскинул руки, символизируя распятие. Оба ученика одеты в простые одежды, которые носили крестьяне в начале XVII веке.
Свет, нападающий сверху и слева, создает игру теней на столе и лицах.

Ужин в Эммаусе

4. «Смерть Марии» (1604) / Париж

Чтобы увидеть полотно «Смерть Марии» надо посетить Лувр. Картина была написана в зрелый период творческой активности Караваджо. Мария лежит без признаков жизни, в ней нет ничего сверхъестественного и божественного, она выглядит как простая женщина. Считается, что художник писал Марию с мертвой проститутки, которые вытащили из Тибра.

Смерть Марии

5. «Корзина с фруктами» (1594-1598) / Милан

Работа «Корзина с фруктами» хранится в пинакотеке Амброзиана в Милане. На небольшой по размерам картине изображен натюрморт с фруктами не первой свежести, некоторые из них имеют червивые бока и тронутые гнилью пятна.

Корзина с фруктами

6. «Бахус» (1596-1597) / Флоренция

Картина «Бахус» является одной из самых известных и узнаваемых работ Караваджо, она находится в галерее Уффици. Полотно было написано по заказу кардинала Франческо дель Монте в качестве подарка тосканскому герцогу Фердинанду I Медичи по случаю свадьбы его сына Козима II. Сначала картина украшала виллу Артимино, а позже стала часть герцогской коллекции галереи Уффици. Долгое время она пребывала в запасниках, и была обнаружена после объединения Италии в 1913 году. На картине изображен бог вина Бахус, который протягивает кубок. Он завернут в белую простыню наподобие туники. Любопытная деталь: в блике на графине отражает автопортрет Караваджо.

Бахус

7. «Медуза» (1598) / Флоренция

Еще одна великолепная и известная работа Караваджо - «Медуза», хранится в галерее Уффици. Она так же, как и «Бахус», была заказана кардиналом Франческо дель Монте для подарка Фердинанду I Медичи. На картине изображена отрубленная голова медузы Горгоны, с чудовищными волосами-змеями, которая согласно мифологии превращала в камни людей, смотревших на нее. Персей, убивший Горгону, использовал отражение в щите, таким образом, избежал смертельного воздействия магии.
Караваджо натянул холст на щит, обыгрывая миф. Выбор темы также не случаен: голова медузы Горгоны символизирует благоразумие и знание.

Медуза

8. «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594) / Рим

Картина «Юноша с корзиной фруктов» находится в галерее Боргезе. В образе томного молодого человека, скорее всего, предстаёт Марио Миннити, но точных сведений на этот счет нет. Юноша одет в простую белую рубашку, которая небрежно съехала с одного плеча. Он чувственно смотрит поверх корзины с фруктами.

Юноша с корзиной фруктов

9. «Давид с головой Голиафа» (1609-1610) / Рим

В галерее Боргезе также можно увидеть картину «Давид с головой Голиафа», которая является последней работой Караваджо. В то время художник жил в Неаполе.
Биографы считают, что Голиаф является автопортретом Караваджо, состарившегося и усталого, его взгляд отяжелел, а лоб изрезали морщины. Существует версия, что картина – двойной автопортрет, где Давид – молодой Караваджо, не испорченный пороками, убивает Голиафа, который олицетворяет старого художника.

Давид с головой Голиафа

10. «На пути в Египет» (1597) / Рим

Картина «На пути в Египет» хранится в галерее Дория Памфилий. Все персонажи были написаны с натуры. Например, для Мадонны позировала проститутка Анна Бьянкини. Пейзаж напоминает природу Лацио и наполнен символами.

На пути в Египет

11. «Юдифь, казнящая Олоферна» (1600-1602) / Рим

Картина «Юдифь, казнящая Олоферна» находится в Национальной галерее античного искусства в Риме. Это одна из самых важных работ Караваджо. Предполагают, что для Юдифь позировала куртизанка Филлиде Меландрони, которая была подругой художника.
Остекленевший взгляд Юдифь говорит о том, что для Олоферна уже всё закончилось, но напряженные руки показывают обратное. Кажется, что Юдифь преодолевает себя, она удалилась от жертвы на приличное расстояние, ее лицо выражает ужас и отвращение. Рядом с ней находится старая рабыня, которая подчеркивает на контрасте молодость и красоту Юдифь.

Юдифь, казнящая Олоферна

12. «Семь дел милосердия» (1606-1607) / Неаполь

Огромное полотно «Семь дел милосердия» находится в церкви Пио Монте-делла-Мизерикордия в Неаполе. После того, как Караваджо смертельно ранил на дуэле Рануччио Томмазони в 1606 году, он бежал из Рима, Неаполь стал его остановкой.
На картине изображены семь эпизодов, показывающих телесные милосердные деяния: накормить голодного и напоить жаждущего, одеть обнаженного, приютить бездомного, ухаживать за немощным, навещать заключенного, хоронить умершего.

Семь дел милосердия

13. «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) / Ла Валлетта

Чтобы увидеть картину «Обезглавливание Иоанна Крестителя», надо отправиться на Мальту. Она хранится в соборе Святого Иоанна в Ла Валлетте.
Сцена варварского убийства Иоанна помещена в левый угол полотна, оставив много свободного пространства, палач нанес последний удар, юноша принес поднос, в который положат голову Иоанна, старуха в ужасе схватилась за голову.
Любопытная деталь: Караваджо подписал картину, использовав «кровь» Иоанна Крестителя.

Обезглавливание Иоанна Крестителя

Читайте также

По следам Караваджо

6 картин Караваджо в 3 церквях Рима

Все работы Бернини в Риме