Лучшие итальянские фильмы 1960-х гг.

Главная - Италия - Итальянское кино

В 1960-х гг. итальянский кинематограф переживал период бурного движения. Экономический бум, dolce vita, психология человеческой сущности, сюрреализм и незабываемые комедии.

Представляем десятку лучших итальянских фильмов 1960-х гг.

1. «Сладкая жизнь» (La dolce vita, Federico Fellini, 1960)

«Сладкая жизнь» Федерико Феллини считается одним из самых известных и культовых фильмов итальянского кинематографа. Вместе с писателем и журналистом Марчелло Рубини (Марчелло Мастрояни) мы погружаемся в богемный Рим, с его аристократичными тусовками и светскими вечеринками, а также соприкасаемся в другой стороной жизни: периферийные улицы, мечты о традиционном браке подруги Марчелло. Кинолента состоит из нескольких ярких эпизодов, среди них запоминающаяся сцена, которая стала визитной карточкой, - купание Марчелло и Сильвии (Анита Экберг) в фонтане Треви.

La dolce vita

2. «Красавчик Антонио» (Il bell'Antonio, Mauro Bolognini, 1960)

Антонио Маньяно (Марчелло Мастрояни) вернулся в родную Катанию после нескольких лет, проведенных в Риме. Красивый, элегантный, молодой он сводит с ума всех женщин. Однажды Антонио увидел фотографию Барбары (Клаудия Кардинале), и влюбился без памяти в изображении девушки, решив жениться на ней. Но после свадьбы выясняется, что красавчик Антонии испытывает к Барбаре исключительно платоническую любовь.

Il bell'Antonio

3. «Развод по-итальянски» (Divorzio all'italiana, Pietro Gemi, 1961)

Барон Фердинандо Чефалу (Марчелло Мастрояни), по прозвищу Фефе, живет в сицилийском городке, где все знают друг друга. Он 12 лет женат на Розалии (Даниела Рокка), и уже не испытывает былого влечения к ней, хотя женщина по-прежнему пылает любовью к своему мужу. Другое дело молодая кузина Анжела (Стефания Сандрелли), в которую Фефе влюбляется, но итальянский закон не допускает развода, зато позволяет совершить «убийство чести». Тогда Фефе подстраивает измену жены и убивает ее, зная, что наказание будет минимальным. Через 3 года он выходит из тюрьмы и женится на Анжеле.
«Развод по-итальянски» - одна из самых ярких итальянских комедий шестидесятых годов.

Divorzio all'italiana

4. «Обгон» (Il sorpasso, Dino Risi, 1962)

Римское утро в день Феррагосто тихое и безлюдное. Бруно Кортона (Витторио Гассман), мужчина в самом расцвете сил, бездельник, любитель спортивных машин и красивых женщин, решает прокатиться по Риму, Лацио и Тоскане. Его пассажиром становится скромный и застенчивый студент Роберт (Жан-Луи Трентиньян), который остался в городе, чтобы подготовиться к экзаменам. В этом странном путешествии происходит много разных встреч, переосмысление отношений и чувств. Но трагический финал ставит жирную точку.

Il sorpasso

5. «Леопард» (Il Gattopardo, Luchino Visconti, 1963)

Исторический фильм рассказывает о событиях, разворачивающихся на Сицилии в 1860 году, после высадки отрядов гарибальдийцев в ходе объединения Италии. Сицилийские аристократы пытаются определиться со своим отношением к происходящему. Глава знатной династии дон Фабрицио Корбера, князь Салина (Берн Ланкастер) присягает на верность новой Италии, но вскоре понимает, что мир, к которому он принадлежал, уходит в прошлое, на смену леопардам приходят ловкие дельцы-шакалы, такие как дон Калоджеро Седара (Паоло Стопа). Его молодой племянник Танкреди (Ален Делон) не сомневается в успехах нового правительства. Даже в личной жизни вместо влюбленной в него дочери барона он выбирает красивую и раскрепощенную Анджелику (Клаудия Кардинале), дочь Калоджеро.
Фильм снят по одноименной книге Джузеппе Томази ди Лампедуза, прототипом Фабрицио Корбера послужил прадед автора. Кинолента входит в десятку самых популярных на все времена.

Il Gattopardo

6. «Чочара» (La ciociara, Vittorio De Sica, 1960)

Лето 1943 года. Молодая вдова Чезира (Софи Лорен) живет в Риме вместе своей 12-летней дочерью Розеттой. Спасаясь от бомбардировок, они находят пристанище в родном городке Чезире Фонди. Когда ситуация улучшается, они решают вернуться в Рим, но это путешествие становится фатальным.
Изначально Карло Понтии, продюсера и муж Софи Лорен, планировал на главную роль Анну Маньяни, а свою жена – на роль дочери Розетты. Но Маньяни отказалась, когда узнала, что должна будет играть мать Софи Лорен. В итоге мать великолепно сыграла Лорен, а дочь - не профессиональная актриса Элеонора Браун.
За свою роль Софи Лорен получила Оскар, а фильм стал одним из лучших на века.

La ciociara

7. «Мама Рома» (Mamma Roma, Pier Paolo Pasolini, 1962)

Темпераментная римская проститутка Мама Рома (Анна Маньяни) решает поменять жизнь. Она приобретает небольшую квартиру на окраине Рима, куда переезжает со своим сыном Этторе (Этторе Гарофоло). Молодой человек ничего не знает о прошлой «профессии» матери. Он ведет беззаботную жизнь в компании своих друзей. Всё идет обычным руслом, но на пороге квартиры Мамы Ромы появляется ее бывший хозяин-сутенер Кармине (Франко Читти), который хочет принудить женщину опять работать на него, а в случае отказа грозит рассказать всё сыну.

Mamma Roma

8. «Кулаки в кармане» (I pugni in tasca, Marco Bellocchio, 1965)

В большом доме живет семья: три брата, сестра и их старенькая, слепая мать. Они постоянно ссорятся между собой и выясняют отношения. Лишь старший брат Аугусто (Марино Мазэ) ведет нормальную жизнь: работает адвокатом, встречается с девушкой, увидится с друзьями в Пьяченце и посещает любовницу. Он планирует жениться и покинуть дом, оставив родственников без средств к существованию. Все остальные из его семьи практически не выходят из дома. Мать погрузилась в прошлое. Младший брат Леон страдает эпилепсией и имеет задержку в развитии, он беззащитный и бесполезный в глазах семьи. Джулия (Паола Питагора) временами поддерживает старшего брата, но тот считает, что она пытается опорочить его перед невестой.
Главный герой Алессандро (Луи Кастель) мучается головной болью и помутнением рассудка. В своей комнате он взращивает фантазии о смерти и любви, и планирует разбить автомобиль, когда повезет семью на кладбище. Но затем действует более изощренным или спонтанным образом.
Фильм стал дебютной работой Марко Беллокьо.

I pugni in tasca

9. «Длинная ночь 43-го» (La lunga notte del'43, Florestano Vancini, 1960)

Зимняя Феррара погрузилась в туман. Пино Барилари (Энрико Мария Салерно), владелец аптеки на центральной улице, проводит дни, глядя в окно. В результате венерической болезни у него отказали ноги, поэтому он не выходит из дома. Его красивая и молодая жена Анна (Белинда Ли) управляет аптекой и ухаживает за больным мужем, но однажды она встречает свою прежнюю любовь Франко Виллани (Габриеле Фердзетти). Старые чувства вспыхивают с новой силой, Анна и Франко начинают встречаться. Возвращаясь под утро домой, молодая женщина находит под окнами собственного дома расстрелянных людей, в числе которых отец Франко, поднимая глаза наверх, она видит мужа, который был свидетелем расстрела и ее ночного отсутствия.
Фильм производит сильное впечатление, он рассказывает не только о страшном военном периоде, но и о переживаниях, о силе духа женщины. Трагично сложилась и судьба британской актрисы Белинды Ли. На момент киносъемок ей было 24 года, через год она погибла в автокатастрофе.

La lunga notte del'43

10. «Затмение» (L’eclisse, Michelangelo Antonioni, 1962)

Виттория (Моника Витти) бросает своего жениха, потому что не любит его больше и разочарована в отношениях, которые не принесли ей счастья. Женщина чувствует себя опустошенной и потерянной. Она встречается со своими подругами, но не находит утешения. Виттория пытается поговорить со своей матерью, но последняя занята только игрой на бирже. Во время одной из встреч с матерью молодая женщина знакомится с Пьеро (Ален Делон), молодым, красивым и циничным маклером. Пьеро начинает ухаживать за Витторией, и у них завязываются отношения, несмотря на разницу характеров и темперамента. Некоторое время они счастливы, но однажды утром Пьеро говорит: «Встретимся в 8, на обычном месте», но они знают, что никто из них не придет на эту встречу.
Неторопливое повествование, длинные сцены, короткие диалоги и атмосфера, свойственная фильмам Антониони.

L’eclisse