Дольяни

Главная - Италия - Пьемонт

Город Дольяни расположен в пьемонтских Ланге, со своими почти пятью тысячами жителей он выходит на второе место по численности населения в престижной винодельческой зоне. Но по концентрации архитектурных памятников, исторических мест и атмосфере обгоняет свою более крупную гастрономическую соседку Альбу.

Дольяни

«Пьемонтцы – народ простой, закрытый и скромный. Мы не любим жить на показ. Прежде, чем открыть дверь, мы пару минут раздумываем», - говорит Фабрицио Порро, винодел из Дольяни и наш гид.

Фабрицио Порро

Неслучайно наша экскурсия начинается в одном из самых живописных, тихих и загадочных мест Дольяни – на городском кладбище. Вход в последнюю обитель напоминает готический замок с миниатюрными башнями, выполненными из красного кирпича. Это работа местного архитектора Джованни Баттиста Скеллино, который подарил Дольяни многие архитектурные творения. Подарил в буквальном смысле, потому что для родного города Скеллино работал бесплатно.
Он родился в 1818 и умер в 1905 году. Его творчество носило эклектический характер, в котором неклассические купола соседствуют с готическими окнами-розетками.
Уникальный вход на кладбище выполнен в неоготическом стиле в 1855-67 гг. Подобных монументов в Ланге, а возможно и во всем Пьемонте, больше не встречается. Он считается самой яркой работой архитектора.

Вход на кладбище в Дольяни

На кладбище похоронен первый президент Итальянской республики – Луиджи Эинауди, который жил в Дольяни. Каждый год сюда приезжают представители власти, чтобы почтить его память. Луиджи Эинауди владел винодельческим хозяйством, до сих пор его наследники продолжают производить вино.

Могила Эинауди

С верхней части кладбища открывается кусочек вида на город и окрестности.

«За кладбищенской оградой хранили детей, которые умирали до крещения, - говорит Фабрицио, - в детстве мы с друзьями приходили сюда, чтобы помолиться за них».

Сейчас эта часть пребывает в заброшенном состоянии, навевая легкую тоску и уныние.

Кладбище в Дольяни

Дорога от кладбищенских ворот, петляя, введет на вершину холма. Там расположен сантуарий Мадонна-делла-Грация, созданный по проекту Скеллино во второй половине XIX века.

Сантуарий Мадонна-делла-Грация

Дольяни делится на две части: верхнюю и нижнюю, каждая из которых представляет интерес с туристической точки зрения и имеет свое очарование.
На холме расположен старый Дальяни Кастелло, который был ядром древнего города.

На террасе возвышается церковь Непорочного зачатия и Святого Джузеппе (Chiesa dell'Immaccolata Concezione e S.Giuseppe), построенная Скеллино в 1859-69 гг. В первоначальном варианте от главного фасада спускалась монументальная лестница, но столетия спустя проложили дорогу и разбили террасу, под которой сохранилась старая прачечная. Сюда до 1960-х гг. приходили женщины, принося с собой корзины грязного белья.

Церковь Непорочного зачатия и Святого Джузеппе

Напротив находится старая остерия Il Torchio, где можно попробовать типичные пьемонтские блюда.

Ничего нет удивительного в том, что в маленьком городе все друг друга знают. Вполне возможно, что прогулка по верхней части Дольяни с осмотром достопримечательностей займет полчаса, но, находясь в обществе местного жителя, обязательной частью становится поинтересоваться у старой синьоры как ее дела, узнать у друга как продвигается строительство новых апартаментов, спросить у детворы кто выигрывает в уличном футбольном поединке, и время незаметно растягивается на несколько часов…

«В этом здании расположена одна из самых старых типографий Пьемонта, в которой хранятся старинные станки в рабочем состоянии», - рассказывает Фабрицио.

Здесь трудятся художник Терезита Террено и Антонио Либоа. Вполне закономерно, что общительная женщина оказывается родственницей Фабрицио – его двоюродной сестрой.
Две комнаты типографии Stamperia d'Arte al Pozzo, расположенные на двух этаж, погружают в атмосферу давно минувших дней - старинные печатные станки, наборные шрифты и разнообразная бумага. Забытое искусство печатания могло остаться в виде музейных экспонатов, но Терезита и Антонио возродили его. Безусловно, речь идет о штучных экземплярах и ограниченных копиях, но качество их столь высоко, что вполне реально перепутать с живой работой.

Stamperia d'Arte al Pozzo

«Я хочу подарить вам мою акварель, отпечатанную на старинном станке и угостить конфетами, которые исторически связаны с Дольяни», - говорит на прощание Терезита.

Конфеты Ferrero связаны с Дольяни? Нет ли здесь ошибки? Фабрицио обещает рассказать об этом в нижней части города, а пока, выйдя из типографии, повернем налево, чтобы полюбоваться красивым старинным домом, который время, дожди и медь раскрасили зелеными разводами.

Старый дом в Дольяни

Чуть дальше находится церковь Сан Лоренцо, которая восходит к 1197 году, когда Дольяни находился под властью маркграфа Буска. В те времена это был главный храм Ланге. В XIX веке церковь претерпела серьезные изменения, к которым приложил руку и мастерство Скеллино. Архитектор умер до окончания строительства, и работы продолжил инженер Карло Алимонди. По тем временам это была прогрессивная конструкция, с применением железобетона.

Церковь Сан Лоренцо

Улица, зажатая домами, ведет к небольшой площади piazza Belvedere, в центре которой раскинулся ветвями двухсотлетний каштан.

Каштан

С террасы открывается великолепная панорама на нижнюю часть Дольяни, реку и виноградники. Гигантская лавка приглашает залезть на нее, чтобы полюбоваться открывающимися красотами. Всего в Ланге установили 50 скамеек разного цвета, выбрав для этого самые красивые места. Идейным вдохновителем проект стал Крис Бангл.

Гигантская скамья в Ланге и панорама Дольяни

Среди крыш видна Часовая башня, которая существовала уже в XII веке. В 1862 году ее отреставрировал Скеллино, добавив «ласточкины крылья» сверху.

Часовая башня

Посмотрев вниз, можно увидеть протекающую реку Реа и виноградники на противоположном берегу.
Эти земли были обитаемы с незапамятных времен, но первое поселение сформировалось в средние века. Оно представляло собой замок, возведенный на холме, и борго, построенный вдоль русла реки.
Средневековое ядро Дольяни ограничивала пара ворот: Сопрана и Соттана, расположенные в нижней части.
Интересно, что большинство здешних поселений взобрались на верхушки холмов, но Дольяни остается редким городом, основанным в долине.

Дольяни

Замок Перно расположен с правой стороны от нас, но он никогда не играл роль оборонительного сооружения, а выполнял функции королевской резиденции. Говорят, что существовал подземный проход, соединяющий замок с нижней частью города, но он обрушился. Сейчас крепость находится в частной собственности и закрыта для посещения.

Вид на замок и Часовую башню

Оборонительный замок существовал в другом месте, но был разрушен до первой мировой войны.
В XII веке Дольяни стал автономной коммуной, до XV века на этих землях разворачивались битвы и сражения. Затем город завоевали сначала французы, потом испанцы. В 1601 году Дольяни перешел к Савойской династии. Тяжелый период наступил с приходом войск Наполеона.
Былое великолепие к Дольяни вернулось в XIX веке. Большую роль в этом сыграл архитектор Джованни Баттиста Скеллино, благодаря которому город приобрел характерный облик.
Пройдем по улице, которая от площади ведет налево. Здесь можно рассмотреть замок вблизи, но через решетку забора.

Замок

К сожалению, в верхней части нет магазинов, поэтому старичкам тяжело спускаться вниз за покупками, но есть отличный ресторан Il Verso del Ghittone, отмеченных мишленовским гидом.

В нижнем Дольяни доминирует церковь святых Киурико и Паоло, возведенная в XII веке и отреставрированная с модификациями по проекту Скеллино в 1859 году. Она размещается на piazza San Paolo и поражает грандиозностью размера. Высота храма составляет 54 метра вместе с куполом, длина - 46 метров, ширина - 23 метра. Внутри собраны произведения искусства, некоторые из которых датируются XVII и XVIII вв.

Церковь святых Киурико и Паоло

Рядом с церковью расположено здание бывшего палаццо Комунале, к которому примыкает причудливая башня. Она напоминает средневековую постройку, но это обманчивое впечатление. Башню построили в 1864 году по проекту Скеллино. Она называется Уборная, что объясняет ее назначение – справление естественных нужд военных отрядов, которые размещались в здании.

Башня Уборная

Сейчас в палаццо Комунале оборудован историко-археологический музей.
Боттега Вина занимает подземелье бывшего монастыря Кармелитов, построенного в XVI веке, здесь собраны все вина зоны Dogliani DOCG. Консорциум объединяет 40 производителей вин. В боттеге можно продегустировать разные этикетки в сопровождении легких закусок.

Боттега Вина

Пройдем по via Vittorio Emanuele, которая пересекает центр нижнего Дольяни. Узкую улицу оживляют магазины, бары и кафе. Свернем направо, на улицу via Corte, которая проходит параллельно и характеризуется живописными портиками.

Улица Дольяни

Городская легенда рассказывает, что в баре Il Bicerin, который расположен по пути нашего следования, началась история шоколадной фабрики Ferrero. Пьетро Ферреро, основатель сладкого бизнеса, какое-то время жил в Дольяни, он открыл здесь бар и небольшое производство. Дело не заладилось, Пьетро был вынужден просить помощь у городских властей, но те ему отказали, тогда он перебрался в Альбу, где получил финансовую поддержку, открыл лабораторию и дальнейшая история хорошо известна.
На официальном сайте Ferrero подтверждения этой версии нет, но жители Дольяни упорно настаивают, что события развивались именно так. Нынешние владельцы исторического заведения, которое теперь носит другое название, о себе говорят скромно – «место, где родилась нутелла».

Бар Il Bicerin

Заканчивается улица входными воротами, за которыми расположена церковь Братства Святого Имени Иисуса и Святого Распятия, построенная в 1742 году архитектором Франческо Галло в стиле барокко. Храм был основан женской и мужской секцией братства, которое было наследником братства Баттути, т.е. тех, кто в качестве духовных практик использовал порку. В церкви хранятся произведения искусства, среди них живописные полотна «Святая Тереза Авильская» (1757) работы Малларини и «Распятие» Пьетра Куниберт, а также находится статуя Мадонны весом 318 кг, и было время, когда ее проносили по городским улицам во время религиозных процессий.

Церковь Братства Святого Имени Иисуса и Святого Распятия

Экономика Дольяни связана с вином и гастрономией. На холмах вокруг города выращивают виноград, отдавая предпочтения сорту дольчетто, из которого получаются превосходные красные вина. Считается, что название города произошло от лангобардского поселения Dolium Januae, существовавшего на этом месте, что означает «чаша Януса».
В Дольяни часто проходят фестивали и ярмарки, в том числе сагра Дольчетто, которая разворачивается в сентябре.
Посещение города было бы не полным без визита на винодельню. Фабрицио Порро вместе со своим отцом Бруно Порро владеют хозяйством Ribote и производят великолепные вина из дольчетто, барберы и неббиоло. О своем желании заглянуть в гости, нужно сообщить заранее по мейлу info@ribote.it\ www.ribote.it.

Винодельня Ribote

Те, кто хочет получить более подробную информацию и совершить путешествие с гидом и сомелье не только в Дольяни, но по всему Пьемонту, может обращаться в итальянское турагентство к Адриане Харандзовой по мейлу ada.harandzova@gmail.com.