Исторический центр Генуи

Исторический центр Генуи считается одним из самых больших и хорошо сохранившихся в Европе. Его площадь составляет 113 га, сотканных из узких улиц, называемых каруджи, и небольших площадей. Этот темный, каменный лабиринт наполнен особой атмосферой старой Генуи, в которой смешались сотни ароматов, морской бриз и косые лучи солнца, скользящие по крышам.

Исторический центр Генуи входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и в наши дни он остается живой, густонаселенной зоной города, в которой жилые дома соседствуют с богатыми палаццо, музеями и историческими боттегами, продающими товары более ста лет.

Исторический центр Генуи
Исторический центр Генуи

Историческое ядро Генуи объединяет шесть кварталов – Prè, Portoria, Molo, Maddalena, San Vincenzo, San Teodoro, и является преимущественно пешеходной зоной, закрытой для автомобильного проезда.

Близлежащие станции метро: De Ferrari, San Giorgio, Darsena, S.Agostino.

Несмотря на запутанный клубок улиц и переулков, ориентироваться в центре достаточно легко.

Начнем наш маршрут от живописной площади Piazza Banchi (метро San Giorgio), в центре которой возвышается церковь Святого Петра. Ее возвели в конце XVI века, на месте храма, разрушенного в XIV веке. Церковь взгромоздилась на своеобразный пьедестал, а на первом этаже размещаются боттеги.

церковь Святого Петра
Церковь Святого Петра

На пересечении с улицей Via Orefici находится алтарь с изображением Мадонны, датируемый XV веком.

Алтарь с изображением Мадонны
Алтарь с изображением Мадонны

На площади также находится Лоджия Лавок, которая была первой товарной биржей Италии.

Пройдем до piazza San Lorenzo, на которой расположен Кафедральный собор, посвященный Святому Лоренцо.

Кафедральный собор Сан Лоренцо
Кафедральный собор Сан Лоренцо

Храм был освящен в 1118 году, но тогда фасад еще не достроили до конца. В первоначальном проекте было две башни, но левую колокольню так и не закончили. Правая поднимается на высоту 60 метров, и является одной из самых высоких в Лигурии. На фасаде присутствуют три готических портала. По центру расположен барельеф, изображающий Христа со Святым Лоренцо.

Кафедральный собор Сан Лоренцо
Кафедральный собор Сан Лоренцо

У подножия лестницы установлены две большие скульптуры львов работы Карло Рубатто (1840 г.). Внутри собор делится мраморными колоннами на три нефа.
В правом нефе оборудован музей-сокровищница, в котором хранится предполагаемый Святой Грааль – кубок, используемый Христом во время Последней вечери. В основу этой легенды положен рассказ архиепископа Генуи Якопо да Вараджине, согласно которому во время первого крестового похода (XI в.) генуэзские солдаты захватили Святой Грааль. Когда Наполеон завоевал Геную, кубок перевезли в Париж в 1806 году, а в 1816 году он вернулся обратно, но предварительно Святой Грааль сломали на 10 частей, и одна из них так и не была найдена. Впрочем, существует другая легенда, рассказывающая о том, что кубок Христа находится в церкви Святого Лоренцо, только не в Генуе, а в Риме.

Интерьер. Кафедральный собор Сан Лоренцо
Интерьер. Кафедральный собор Сан Лоренцо

От собора пройдем по via Chiabrera, свернув налево на via dei Giustiniani.

Она, петляя, приводит к церкви Сан Донато (Chiesa di San Donato), которая примостилась на крутом подъеме. Храм является примером романской архитектуры. Его возвели в XI веке, на месте более древнего религиозного сооружения. Живописная колокольня поднимается в небо, в церкви хранится триптих «Поклонение волхвов» работы фламандского художника Йос ван Клеве (1515 г.).

Церковь Сан Донато
Церковь Сан Донато

На небольшой площади находится пиццерия La Sosta Degli Artisti, входящая в 50 лучших пиццерий Италии.

Крутой подъем по stradone di S.Agostino приводит на небольшую площадь piazza Renato Negri с театром Тоссе (Tosse) и церковью Святого Августина (Sant'Agostino).

Piazza Renato Negri
Piazza Renato Negri

Храм был основан монахами-августинцами в 1260 году. В их собственности он находился до 1798 года. Затем церковь упразднили, здание использовали в различных целях, а в 1920-е гг. отреставрировали и открыли музей Средневековой Архитектуры. Фасад собора выполнен в стиле генуэзской готики, на нем чередуются белые и черные полосы, а в центре размещается окно-розетка.

Театр Тоссе был открыт в 1975 году, став наследником театра Святого Августина.

На обед можно заглянуть в остерию La Forchetta Curiosa, расположенную на этой же площади.

Поднимаясь на вершину холма, увидим музей Святого Августина (S.Agostino), открытый в стенах одноименного монастыря. В его залах размещаются произведения искусства лигурийских художников X-XVIII вв.
Напротив расположена резиденция епископа, сейчас в ней находится Университет Генуи.

На просторной площади возвышается церковь Сан-Сальваторе-ин-Сардзано, основанная в 1141 году. В XVII веке ее перестроили в стиле барокко. В церкви крестили Николо Паганини. Во время второй мировой войны храм получил серьезные повреждения, сейчас в его стенах размещается архитектурный факультет Университета Генуи.

церковь Сан-Сальваторе-ин-Сардзано
Церковь Сан-Сальваторе-ин-Сардзано

Piazza di Sarzano, на которой мы сейчас находимся, была первой зоной исторического центра, где стали селиться люди. Она сильно пострадала в ходе второй мировой войны.

За церковью расположен колодец XVII века работы Бартоломео Бьянко. Внизу прорыта цистерна, которая требовалась городу в случае осады. Сверху колодца установлена статуя Януса, существует легенда, что название Генуи происходит от этого древнеримского божества. В итальянском языке схожесть слов более заметна – Giano (Джано, Янус) и Genova (Дженова, Генуя).

На площади в 2006 году была открыта станция метро Sant'Agostino-Sarzano.

Чтобы продолжить пеший маршрут, пройдем по темной via Ravecca, которая приводит к воротам Сопрана и piazza Dante. Ворота построили в 1155 году, чтобы защищать Генуэзскую республику от Фридриха Барбароссы. Отсюда недалеко до дома Христофора Колумба, сложенного в XVII веке на месте оригинальной постройки.

Продолжим наш маршрут до площади piazza Matteotti, где находится известный палаццо Дукале, в котором заседали дожи во времена Генуэзской Республики, а сейчас открыт музей.

палаццо Дукале
Палаццо Дукале

Небольшой храм с полосатым фасадом является церковью Святого Маттео (San Matteo).

церковь Святого Маттео
Церковь Святого Маттео

Ее возвели в 1125 году по воли Мартина Дория, который стал монахом-бенедиктинцем после смерти своей жены. Церковь выполнена в романском стиле, в последующие века она перестраивалась и модифицировалась, особенно серьезные изменения храм претерпел в XVI веке.

Недалеко отсюда находится площадь De Ferrari с одноименной станцией метро.

Пройдем по vico della Neve до узкой piazza Soziglia, где расположены две исторические «сладкие» боттеги: кондитерские Pietro Romanengo fu Stefano и Klainguti. Там можно полюбоваться интерьерами XIX века, выпить кофе или отведывать вкусного пирожного. В Klainguti советуют попробовать шоколадный торт Дзена (Zena) или штрудель.

Pietro Romanengo fu Stefano
Pietro Romanengo fu Stefano

Немного дальше находится церковь Джезу и Святых Амброджио и Андреа ( Chiesa del Gesù e Santi Ambrogio e Andrea), основанная в VI веке. В XVII веке ее перестроили в стиле барокко по поручению семьи Паллавичини. В ней хранится полотно Рубенса, помещенное в главном алтаре.

Пройдем до площади piazza delle Vigne, где расположена базилика Санта Мария-делле-Винье ( Basilica di Santa Maria delle Vigne). В название площади и церкви фигурирует слово «виноградники». Дело в том, что эта зона находилась вне городской стены, и была засажена виноградными лозами. Свой нынешний вид базилика приобрела в 1841-48 гг. Она выполнена в стиле неоклассицизма по проекту архитектора Ипполито Кремона.

Базилика Санта Мария-делле-Винье
Базилика Санта Мария-делле-Винье

Улица via San Luca приводит на piazza Fossatello, где находится палаццо Чиприано Паллавичини, входящий в 42 дворца, так называемые Ролли, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание было построено в XV веке, столетие спустя оно получило новый фасад. В конце XVI веке палаццо перешел к Франческо Паллавичини.

На улице via Fossatello, 35-37 находится еще одна историческая кондитерская Marescotti di Cavo, открытая в 1780 году.

От площади начинается Via del Campo, воспетая Фабрицио де Андре.

Via del Campo
Via del Campo

Эта улица очерчивала границу древнего гетто, заключенного в четырехугольник - via del Campo, via Lomellini, piazza della Nunziata и via delle Fontane. В послевоенные годы эта зона пришла в упадок, ее облюбовали проститутки и трансвеститы. Именно, о девушке легкого поведения с улицы Кампо поет Фабрицио де Андре в одноименной песне.
Злачным район оставался и в 1990-е гг., когда на его улицах торговали наркотиками и нелегальными товарами. Начиная с 2004 года, ситуация улучшилась, благодаря социальным программам.

Исторический центр Генуи
Исторический центр Генуи

На via San Siro находится базилика Сан Сиро, которая является одной из старейших в Генуе. Первый храм на этом месте был основан в IV веке, он был посвящен 12 апостолам и стал первым кафедральным собором Генуи. В последствие церковь перестраивалась, в XVI веке она разрушилась во время пожара и была восстановлена в стиле барокко. Внутренние работы провели в XVII веке, благодаря чему храм приобрел неоклассические черты. В 1821 году провели модификации согласно проекту Карло Барабино.

Пройдем на via Cairolli, затем на via Garibaldi.

via Garibaldi
Via Garibaldi

Первая улица, проложенная в XVIII веке, названа в честь Бенедетто Кайроли, который дважды возглавлял совет министров.
Via Garibaldi имеет особый статус, она является частью древней Новой Улицы, вдоль которой размещены несколько дворцов Ролли, входящие в список всемирного наследия. Строго говоря, дворцы Ролли разбросаны по всему историческому центру, но на via Garibaldi их проще найти, к тому же они входят в систему Музеев Новой Улицы.
Роскошные дворцы возводили в новом квартале, который считался более престижным, чем средневековый лабиринт улицы.
Via Garibaldi проложили по проекту Бернардино Кантони в 1550 году. Свое современное название улица получила в 1882 году. Ее длина составляет 250 метров, ширина – 7,5 метров.

Палаццо Россо занимает дом №18. Его легко узнать по красному цвету фасада. Здание возвели в XVII веке по проекту архитектора Пьетро Антонио Корради для братьев Родольфо и Джио Франческо Бриньоле Сале. Семья владела палаццо до 1874 года, а затем наследовала городу. Сейчас в его стенах располагается картинная галерея.

Палаццо Бьянко построили в 1530-40 гг. для Луки Гримальди, который происходил из знатной генуэзской семьи. Последней наследницей была Мария Бриньоле Сале Де Феррари, она же владела и палаццо Россо, после ее смерти здания стали музеем.
Палаццо Бьянко расположен напротив дворца Россо, он имеет великолепную террасу с видом на via Garibaldi.

Терраса палаццо Бьянко и вид на палаццо Россо
Терраса палаццо Бьянко и вид на палаццо Россо

В доме № 13 находится палаццо Дория-Турси, построенный в 1565 году для Николо Гримальди. Он является одной из самых роскошных построек Генуи. В 1597 году дворец купил Джованни Андреа Дория для своего сына Карло, герцога Турси. Чье имя палаццо носит и сейчас. Фасад выполнен из разных материалов, среди них красный лигурийский камень и белый мрамор из Каррары. Входную дверь украшает герб Генуи.

Палаццо Дория-Турси
Палаццо Дория-Турси

Здание с голубым фасадом, украшенным женскими фигурами, по адресу дом №7, является палаццо Подеста. Его возвели в 1559-65 гг. по заказу Николозио Ломеллино, который был родственником Андреа Дория. В XVII веке дом перешел к Андреа Подеста, мэру Генуи с 1866 по 1895 гг.

Палаццо Подеста
Палаццо Подеста

Палаццо Подеста
Палаццо Подеста

Во внутреннем дворике находится живописный фонтан, работы Доменико Пароди.

Дворик. Палаццо Подеста
Дворик. Палаццо Подеста

Стоит сказать, что дважды в год (в мае и октября) в Генуе устраивают Rolli Days, во время которых многие палацци Ролли открывают свои двери для туристических визитов. Это становится уникальной возможностью увидеть старинные фрески, внутреннее убранство и интерьеры.