Между Покровским бульваром и Солянкой располагается местность, называемая в период 19-го — начале 20-го века Хитровка.
Название произошло от имени зятя фельдмаршала Кутузова, генерала Н.З.Хитрово, который в 1820-х годах имел здесь владение и решил построить добротный рынок для торговли мясом и зеленью.
В конце XIX века район и расположенные вокруг трактиры и ночлежки были заполнены представителями московского «дна» — наемными рабочими, нищими, воришками. Общество было настолько обширным (от 5 до 10 тыс. человек) и живописным, что даже получило собственное прозвище: «Хитрованцы».
Большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке.
Мало известно, что сама Хитровка была не простой ночлежкой, как Ржанов дом на Смоленской, а московской "биржей труда" для безработных, устроенной в 1860-х годах. Или, как тогда говорили, "стоянкой" рабочего народа, толпившегося здесь в ожидании работодателей.
Здесь ежедневно нанимали поденных, сезонных и даже постоянных рабочих, выходцев из деревни - каменщиков, землекопов, плотников, дворников, половых и прочих на чернорабочие должности.
Многие "хитрованцы" все равно оставались безработными, только нищенством добывая на хлеб и пятак на ночлежку, и оседали здесь, в специально выстроенных ночлежных домах.
"Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии.
В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны..."
Владимир Гиляровский. «Москва и москвичи»
Хитровка прекратила свое существование в 1923 г.
Сегодня уже ничто не напоминает о страшных трущобах и воровских притонах, находившихся здесь.
[an error occurred while processing this directive]
Прямо около метро Китай-город (Маросейка, 5) теснится храм Николая в Кленниках.
Каменная церковь была построена в 1657г. и была посвящена св. Николаю.
В конце XVII в. около церкви обосновались торговцы блинами, и с тех пор церковь называется "В Блинниках".
Позже церковь получила название "В Кленниках"; так она и именуется официально.
"В Блинниках" - верное название: кленов в этих местах не было, а блинами торговали.
Название "В Кленниках" появилось от названия подмосковной деревни, где было явление иконы св. Николая.
В 1749г. была построена существующая колокольня, трехъярусная, с тонкими резными белокаменными деталями.
В 1931 г. храм был закрыт, купола разобраны. Здание было передано ЦК ВЛКСМ под хозяйственное управление. В храме до 1990 г. был склад.
В 1990г. храм возвратили верующим. При храме действуют иконописная школа и приходская библиотека.
Спустимся вниз по Большому Спасоглинищевскому переулку.
Архитектурной доминантой здесь выступает Московская хоральная синагога.
Место было выбрано не случайно, к середине XIX в. Зарядье у Кремля было наполовину заселено евреями, так называемое "московское еврейское гетто". Однака
строить молельни в Зарядье было запрещено властями, поэтому выбрали Спасоглинищевский переулок - от него до Зарядья рукой подать.
Первая хоральная синагога в Москве была освящена 1 июля 1870 года. А в 1886 году был разработан новый проект молельного дома Семеном Эйбушитцу. В 1887 году состоялась закладка новой синагоги. Доминирование сыграло с синагогой в свое время злую шутку. Московский губернатор, великий князь Сергей Александрович Романов, по легенде, не разглядев, случайно перекрестился на звезду Давида, венчавшую купол синагоги. Когда ему объяснили, что он сделал, губернатор пришел в ярость и повелел снести купол «от греха подальше».
Синагогу вскоре вовсе закрыли и открыли только в 1906 г. после объявления свободы вероисповедания в Российской империи.
К реставрационным работам привлекли известного московского зодчего Романа Клейна, он оформил интерьер большого молитвенного зала в изысканном стиле модерн.
В 2001 г. на синагоге вновь возвели купол со звездой, а также выложили аккуратной плиткой весь переулок. В синагоге работает кафе с кошерной пищей.
Дальше по Маросейке расположена церковь Косьмы и Дамиана.
Существующий ныне храм построен в 1793 году на месте более древней церкви.
Когда и кем была построена рання церковь, точных сведений не имеется.
В конце 17-го столетия над ранней Космодамианской церковью была сделана надстройка второго верхнего яруса княжной Евдокией Андреевной Куракиной, и здесь устроена была новая церковь.
В конце 18 века Космодамианский храм пришел в полную ветхость. Перестраивался храм в течение 12 лет.
В 1795 года освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный - во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, - освящен был 4 октября 1803 года.
Новый храм, построенный по плану известного архитектора Казакова, представляет собой замечательно искусное сочетание отдельных частей и линий. Оригинально в этом храме устройство приделов: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь ее.
Этот храм - один из наиболее ярких памятников зрелого классицизма.
В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и не скоро оправилась от постигшего ее разорения.
В начале тридцатых годов храм закрыли: приход был разогнан, иконы и украшения храма конфискованы и пропали бесследно. Здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.
В 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания храма Русской Православной Церкви. В храме начались ремонтные работы, были возобновлены службы.
При храме действуют воскресная школа для детей и их родителей, приходская библиотека, швейная мастерская и мастерская по изготовлению икон. Открыты книжная и иконная лавки.
Напротив церкви Косьмы и Дамиана по адресу Маросейка 17/6 в 1780-х годах для полковника М.Р. Хлебникова был возведен жилой дом - ярко-голубой дворец с лепниной. Предположительно, автором проекта является знаменитый Василий Баженова, а завершал строительство Матвей Казаков.
После Хлебникова зданием владел генерал-фельдмаршал и герой русско-турецкой войны Петр Александрович Румянцев-Задунайский.
Потом роскошный дворец перешел в наследство к его сыну Николаю Петровичу Румянцеву, который был собирателем книг, создателем Румянцевского музея, франкофилом и другом Наполеона. Когда граф Румянцев узнал о начале войны с французами, он даже тяжело заболел. В 1812 году в здании было размещено учрежденное Наполеоном городское правление (муниципалитет) Москвы.
В 1840-х годах дом приобрели купцы Грачевы. Тогда на воротах появилась надпись «Свободен от постоя», которая означала, что купцы уплатили взнос на строительство казарм в Москве, и за это были освобождены от обязательного содержания и постоя солдат.
В 1912 году в здание открыли представительство немецкой фирмы «Сименс», возглавляемое Леонидом Красиным, который придумал положить Ленина в мавзолей, потому что увлекался оккультизмом и верил в достижения науки.
Сейчас в стенах особняка расположено посольство Республики Беларусь.
В Старосадском переулке возвышается лютеранский собор Святых Петра и Павла.
Первая лютеранская церковь в Москве появилась в начале XVII века, но она находилась на другом месте, и не сохранилась до наших дней.
В 1817 году Лопухины выкупили участок земли недалеко от Покровки, а в 1818 году был заложен храм Святых Петра и Павла в присутствие короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Вскоре он стал крупнейшим приходом в Москве. В 1837 году в церкви впервые зазвучал орган.
В середине XIX века собор стал мал, его решили реконструировать по проекту архитектора А.А. Мейнгарда в неоготическом стиле.
Работы завершились в 1862 году, через год возвели колокольню. В 1898 году опять было принято решение о строительство новой, более вместительной церкви.
Работы продолжались с 1903 по 1905 гг. по проекту Уильяма Валькота архитектором В.А. Коссовым, но, когда последний отказался, строительство поручили инженеру А.Ф. Лолейту. Лолейт придумал, как перекрыть главный зал железнобетонными конструкциями так, чтобы в помещение была уникальная акустика, которая считается одной из лучших в Москве.
В 1931 году с кирхи демонтировали часы и шпиль, в храме разместился кинотеатр «Арктика». Существует версия, что часы перенесли на здание КГБ на Лубянке.
Позже шпиль восстановили. Изначально он был покрыт свинцовой черепицей, но так как свинец признали вредным, то использовали новый материал с применением инновационной технологии.
В 1905 году церковь освятили как кафедральный собор Московского Консисториального округа.
Возрождение началось в 1990-е гг. Были проведены масштабные реставрационные работы, восстановили шпиль, высота которого составляет 62 метра. В 1996 году в собор вернули исторический орган из лютеранской церкви святого Михаила. Сейчас в храме постоянно проходят концерты органной и симфонической музыки.
Внизу Старосадского переулка стоит Ивановский монастырь.
Монастырь был переведен сюда с Пятницкой дороги около 1533 года. Предположительно его перевода поближе к Кремлю добилась Елена Глинская в память рождения наследника престола Ивана Васильевича (в будущем - Ивана Грозного).
Монастырь был посвящен Дню Усекновения Главы Иоанна Предтечи и отличался строгим монастырским уставом.
Первыми узницами стали особы царствующих фамилий. Здесь были не по своей воле пострижены в монахини Прасковья Михайловна, жена Ивана Ивановича, старшего сына Ивана Грозного, и Мария Петровна, жена царя Василия Шуйского. Сюда тайно привозили раскольниц, сторонниц протопопа Аввакума, и держали их в каменных мешках.
Главный собор монастыря был одним из первых монументальных зданий в этой части Белого города.
Основной объем (куб) был окружен тремя одинаковым притворами той же высоты. Собор был оформлен просто и строго: плоские арочные ниши в пряслах стен между широкими лопатками, подчеркнутые боковые плоскости вытянутой тройной апсиды, гладкий портал, щелевидные окна в барабане главы, крестчатый свод.
Главный собор стоял в центре. С севера была колокольня (1701 г.); у юго-западного угла - тюрьма для содержания колодниц.
Святые ворота с двумя неравными арками выходили в М.Ивановский пер. С севера к ним примыкали настоятельские кельи. У ворот против Хохловского переулка была сторожка. В монастырском дворе рядами стояли кельи, каменные и деревянные.
Со всех сторон монастырь окружала стена, кроме той стороны, которая примыкала к Соляному двору (Солянка).
После одного из пожаров в XVIII в. монастырь был упразднен.
В 1761 году его восстановили по велению императрицы Елизаветы Петровны.
В октябре 1768 года в монастырь была помещениа столбовая дворянка Дарья Николаевна Салтыкова, известная в русской истории своей жестокостью по отношению к крепостным Салтычиха. Ее лишили звания и фамилии, выставили у позорного столба на Лобном месте, а после этого привезли в монастырь и заключили в "покаянную" земляную тюрьму, где она провела 11 лет. В 1779 году Салтыкову перевели в кирпичную пристройку к монастырской стене, где она просидела до своей смерти в 1801 году. На людей, которые приходили поглазеть на душегубицу, она ругалась, плевалась и пыталась достать их палкой через прутья. Похоронена Д.Н.Салтыкова в Донском монастыре, на аристократическом кладбище, как столбовая дворянка. Надгробие сохранилось.
В 1785 году на территории монастыря был спешно выстроен крошечный домик в две комнаты с прихожей. В него была помещена неизвестная женщина, принявшая постриг под именем инокини Досифеи.
Ее содержали в комфорте, но в строжайшей изоляции; даже в церковь водили ночью и служба шла для нее одной. Кроме игуменьи и духовника, никто ее лица не видел.
Ходили слухи, что Досифея - внебрачная дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского Августину - княжна Тараканова, возможная претендентка на русский престол, имевшая больше прав на корону нежели немецкая принцесса Екатерина.
Ей было 40 лет, когда по приказу Екатерины II ее привезли из-за границы и поместили в Ивановский монастырь.
Досифея прожила в монастыре 25 лет. Умерла в 1810 году. Похоронена с необыкновенной пышностью, почти по-царски, и не в Ивановском, а в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых.
Но кем была на самом деле эта женщина до сих пор неизвестно.
После пожара 1812 года монастырь снова был упразднен.
Соборная церковь Иоанна Предтечи была обращена в приходскую,
а кельи заселили служащие Синодальной типографии на Никольской.
Монастырь был восстановлен и отстроен заново по проекту М.Д.Быковского в 1860-79 гг.
Деньги на строительство пожертвовала московская купчиха Елизавета Алексеевна Макарова- Зубачева.
Душеприказчицей и распорядительницей капиталов стала купчиха Мазурина, сына которой судили за громкое убийство ювелира Калмыкова. По другим источникам, Мазурина отстроила монастырь на свои средства.
По приказу Мазуриной были снесены все древние строения - собор, кельи, надвратную церковь, клетку Салтычихи.
В архитектуре монастыря Быковский применил формы распространенного тогда стиля Ренессанс, дополнив его романскими элементами. Система открытых арочных галерей заимствована им из древнерусского зодчества. Аркады галерей придают живописность заключенным между ними дворикам. Высокие парные башни образовали торжественную композицию входа (тогда двор между ними не был перекрыт). Перепад рельефа использован в композиции южного двора, над которым возвышается крупный объем собора.
Возможно, при постройке нового собора был использован подклет древнего здания. Есть мнение, что купол главного собора повторил формы купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции
работы знаменитого Ф.Брунеллески.
К 1878г. монастырь был отстроен.
В 1879 г. был освящен больничный храм прп. Елисаветы при кельях игуменьи, к востоку от собора.
В 1918 году монастырь был закрыт. Здания были переданы УНКВД, монастырские кельи были надстроены 3-м и 4-м этажами.
После 1945г. часть помещений монастыря были отданы под жилье. На территории построено несколько современных домов.
В настоящее время cобор занят Центральным государственным архивом Московской области, главный двор и окружающие его здания - Высшей юридической школой МВД.
Больничный корпус с храмом Елисаветы возвращен женской монашеской общине. Богослужения возобновлены в 1995 г. Приписан к храму равноап. кн. Владимира в Старых Садех.
Церковь св. Владимира упомянута впервые в 1423 г.
В 1514 г. великий князь Василий Иоаннович повелел заложить в Москве 11 новых церквей. Строил их итальянский зодчий Алоизио Ламберти да Монтаньяна, известный в России как Алевиз Новый. В их числе была и церковь Владимира, стоявшая близ загородного великокняжеского двора.
К середине XVII в. храм обветшал и был разобран.
Около 1660 г. был поставлен новый храм, ныне существующий.
Основной объем квадратный в плане, апсида была трехчастной, с аркатурным завершением плоских ниш на фасадах, верх украшали кокошники.
Храм имеет сложную ассимметричную композицию. Двусветный объем с северо-запада охвачен небольшим притвором и приделом с трапезной. Крыльцо с кубышчатыми опорами и постановка колокольни отвечают стилю XVII в.
Было необычайно красивым оформление глав: к традиционному аркатурному пояску добавлены переплетенные рельефные жгуты. Храм был украшен полихромными изразцами.
Колокольня храма классическая, ярусная. Завершающий ее шпиль и люкарны ближе к XVIII в., так как она перестраивалась после пожара 1737 г.
Храм горел и в 1812 г. При его восстановлении были разобраны кокошники, но сомкнутый свод, прорезанный световым барабаном, и пятиглавое завершение сохранили.
Церковь была закрыта в 1933 г. Были сломаны все главы, уничтожено внутреннее убранство.
С 1970г. началась реставрация. Храм постарались восстановить в том виде, в каком он был в XVII в. (кроме колокольни, которая осталась такой, как была перестроена в XVIII в.)
Колокольню восстановили в 1979г. В начале 1983г. восстановили основной храм и пятиглавие.
Храм охраняется государством как памятник архитектуры.
Богослужения возобновлены в 1991 г. При храме действуют воскресная школа, православная гимназия, детский сад, школа церковного пения, учебная столярная мастерская, благотворительное братство во имя св. кн. Владимира, издательство.
В XVII веке жители строились кто как хотел. Дома стояли в глубине дворов, окруженные садами. На улицу выходили заборы, ворота, торговые ряды и лавки. Такой расстыковкой москвичи старались уберечь свои деревянные (большей частью) дома от пожаров. Пожары все же случались, и довольно часто.
Особенно сильно пострадала Покровка во время больших пожаров 1629 и 1688 годов.
Надо было начинать строить из камня, но он был дорог и дело продвигалось медленно. Однако продвигалось. Число каменных зданий на Покровке и в прилегающих переулках росло.
Самые богатые палаты в конце XVII века построил для себя царский родственник Василий Федорович Нарышкин. Здание, расположенное на левой стороне Покровки по соседству с Малороссийским подворьем, протянулось вдоль улицы почти на 70 метров: два нижних этажа - каменные;
возможно, над ними возвышался третий, деревянный, выходивший на галерею-гульбище. Прекрасный образец московского барокко! Старинные чертежи демонстрируют это, да и не только они. Во дворе недавно восстановлен фрагмент фасада (на уровне большой палаты второго этажа): белокаменные наличники, выше - консоли (элементы декора следующего яруса).
Сохранились старинные каменные палаты Мазепы, сооруженные "глаголом" (в форме буквы "Г") - лицом во двор, а к Колпачному переулку - скромным глухим фасадом;
палаты дьяка Украинцева, которые, поднимаясь в гору, углом огибает Хохловский переулок.
За неказистой внешностью этого дома с закругленным фасадом скрывается интереснейший комплекс палат дьяка Емельяна Украинцева — видного государственного деятеля XVII века, дипломата, возглавлявшего Посольский приказ во времена Петра I.
Затем палаты были отданы М. Голицыну. В девятнадцатом веке дом опять имел отношения к внешнеполитическому ведомству, здесь располагался Московский архив Государственной коллегии иностранных дел, в котором работали историки Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев.
В верх по Хохловскому переулку расположена церковь Троицы Живоначальной в Хохлах.
Церковь Троицы Живоначальной. Москва.
Церковь построена в месте возникшего после 1654г. (после присоединения Украины к России) компактного поселения выходцев с Украины - "хохлов".
Приходский храм характерен для московского барокко: восьмерик на четверике, декор из резных белокаменных деталей. Храм построен из большемерного кирпича. Увенчан кирпичной главкой на двух глухих восьмериках. Венчающий карниз четверика с белокаменным профилем закруглен над пучком трехчетвертных угловых колонок. Над капителями колонок карниз обычный. Оконные проемы украшены сложными наличниками.
Храм был закрыт после 1917 г. и обезглавлен. После закрытия храм долго стоял разоренный и запущенный. Потом его передали институту геофизики, который перестроил помещение изнутри.
В 1970-х гг. храм был поставлен на реставрацию. В 1983г. восстановлены ажурный крест и основной объем здания. Богослужения возобновлены в 1991 г.
На ночь Покровку запирали. Решетки с воротами были установлены у церквей святителя Николая Чудотворца и Косьмы и Дамиана.
Уличное освещение отсутствовало; рядовые пешеходы светили себе фонарями, а боярские колымаги сопровождались верховыми с горящими факелами. Тех, кто в ночное время пробирался по улице без огня, сторожа задерживали и отправляли в Стрелецкий приказ, что было весьма разумной мерой: лихих людей тогда на Москве хватало.
Днем здесь царила темнота и толкотня, особенно по праздникам, когда к церквам съезжался и сходился народ. Кое-где ширина проезжей части не превышала 10 метров. Пешеходы и повозки утопали в грязи. Особенно сильную грязь учиняла река Рачка, протекавшая мимо Поганого (а теперь - Чистого) пруда, мимо церкви Троицы на Грязех, пересекала Покровку и "впадала" в Колпачный переулок.
Над ней был устроен деревянный мост... Покровка в этом смысле ничем не отличалась от прочих московских улиц, о состоянии которых говорится в подметном письме, адресованном светлейшему князю Меншикову:
"Мостовыя улицы мостят, не вынимая прежних подкладов и не вычищая грязи... а много ж из мостов в скудные дома крадут бревна... По улицам изо многих дворов строят избы и всякое дворовое строение, а тем строением выдаютца на улицы, и оттого улицы истеснились.
Из дворов мечют по улицам всякий скаредной помет и собаки и куры и кошки и иную мертвечину, и от того помету летом бывает всякий дух и черви родятца, оттого болезни, паче ж зазор от иноземцев".
Пройдем вниз по Подкопаевскому переулку и нашему виду откроется храм Николая в Подкопаях.
Храм Николая в Подкопаях. Москва.
Впервые упоминания о храме датируются 1493-ым г. В то время близ него располагался конюший двор при загородном великокняжеском дворе.
В 1629 г. храм назван каменным. На планах XVI-XVII вв. он показан кубическим и одноглавым.
В 1812 г. церковь обгорела и бездействовала до 1855 г.
К 1858 г. храм был восстановлен по проекту архитектора Н.И.Козловского.
Трапезную с приделами выстроили заново, а храм получил куполообразную кровлю.
В оформлении фасадов наличествуют барочные элементы, например, карниз сложного профиля. Западный портик выходит в Подкопаевский пер.; он оформлен парными колоннами, а над входом свисает древнерусская "гирька" под круглым киотом.
Внутри пространство храма сообщается с алтарем тремя небольшими арочными проемами.
В 1885г. на линии Подколокольного пер. возвели шатровую часовню, стилизованную под архитектуру XVII в.
Сразу после 1917 г. церковь закрыли. Сломали кресты и главки на приделах и устроили из церкви жилое помещение.
Возвращен церкви и вновь освящен в 1991 г.
При храме действует воскресная школа для детей, правословная школа риторики для взрослых, открыта книжная торговля.
Хитровский дворик. Москва.
Свернем направо в Подколокольный. На пересечение Подколокольного и Солянки – на стрелке - стоит храм Рождества.
Церковь поставлена на Стрелке, то есть на развилке двух дорог - в Заяузье (ул. Солянка) и в село Воронцово (Подколокольный пер.), где после 1484г. Иван III устроил новый загородный двор.
Церковь была поставлена "на Торгу" около 1460г. Очевидно, она была деревянной, а каменной стала в XVII в., как большинство московских церквей.
После 1773г. построено ныне существующее здание. В плане оно имеет форму равноконечного креста.
В 1800-1802 гг. к основному объему были пристроены трапезная и колокольня. Автором проекта назван Д.Балашов, однако некоторые источники называют Дмитрия Баженова, брата В.И.Баженова.
Подчеркивание вертикальной композиции характерно для времени строительства - перехода от позднего барокко к раннему классицизму. От архитектурной обработки сохранились лопатки на боковых сторонах "ветвей креста" и горизонтальная рустовка на восточной части.
Трапезная со скругленными углами и пилястровыми портиками соответствует типу, распространенному в Москве конца XVIII - начала XIX вв.
Косоугольный план возник из необходимости оформить фасадами стороны по улице и переулку.
После пожара 1812г. здание перестраивалось.
Церковь была закрыта после 1938г. Сначала в храме была скульптурная мастерская, потом "Леспроект". Затем храм отдали рентгено- радиологическому институту, который был рядом. Внутри храм перестроен полностью.
В настоящее время ведутся реставрационные работы. Богослужения частично возобновлены по воскресным дням.
Вернемся по Подколокольному переулку на Хитровскую площадь - "пять углов" - пересечение Подколокольного переулка, Хитровскиго тупика, Певческого и Петропавловского переулков.
На Хитровской площади был знаменитый Хитровский рынок.
Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом в Москве.
Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка - жуть берет свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму.
Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а "номера" ходили по двугривенному.
Владимир Гиляровский. "Москва и москвичи".
Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова).
Дом Ярошенко. Москва.
В доме Румянцева были два трактира — «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко — «Каторга». Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты.
В «Пересыльном» собирались бездомники, нищие и барышники, в «Сибири» — степенью выше — воры, карманники и крупные скупщики краденого, а выше всех была «Каторга» — притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых.
«Обратник», вернувшийся из Сибири или тюрьмы, не миновал этого места. Прибывший, если он действительно «деловой», встречался здесь с почетом. Его тотчас же «ставили на работу».
Пересечение Петропавловского и Певческого переулков образует острый угол, в который вписано массивное здание по прозвищу Утюг.
Это бывшие владениям Кулакова. Кулаковкой назывался не один дом, а целый ряд зданий между Хитровской площадью и Свиньинским (Певческим) переулком. Утюг – это лишь лицевой дом, выходивший узким концом на площадь. По свидетельству Гиляровского, в Кулаковку полиция вообще не совалась.
Разрушение Утюга, а вместе с ним и всех флигелей "Кулаковки" началось с первых дней революции. В 1917 году ночлежники Утюга все, как один, наотрез отказались платить съемщикам квартир за ночлег, и съемщики, видя, что жаловаться некому, бросили все и разбежались по своим деревням.
От первоначального здания сохранились лишь подвалы и часть первого этажа, прочее было перестроено.
Чуть дальше, на пересечение Подколокольного переулка с Бульварным кольцом находится жилой дом (Яузский бульвар, д. 2/16, 1936-1941 г.г., архитектор И.А. Голосов, скульптор А.М. Лавинский), примечательный монументальными колхозницей (с автоматом) и рабочим (с отбойным молотком), своеобразный гимн феминизму тридцатых.
Пройдем между этими стражами под арку — во дворе спрятался небольшой особняк Хитрово, того, чем именем и была названа эта печально известная местность.
Особняк Хитрово. Москва.
Здесь жил он сам, а в соседнем доме, на "вольном месте", жила его дворня, были конюшни, погреба и подвалы.
Пройдем вверх по Хитровскому переулку.
Здесь находится церковь Трех Святителей, называемая ранее на Кулишках.
Церковь Церковь Трех Святителей. Москва.
Есть предание, что когда-то здесь было болото, где водились кулики - птицы, обитающие в болотистой местности. А по одной из многочисленных версий "кулишками" в старину вообще именовали заболоченные участки земли.
Или же эта территория получила свое имя во времена Дмитрия Донского, который прошел здесь со своим войском на Куликово поле, и тем же путем вернулся в Кремль с победой, повелев заложить тут Всехсвятскую церковь.
Достоверно известна эта местность с XIV века столетия. Тогда и появилась здесь, на Кулишках, первая деревянная церковь, будущая Трехсвятительская: предполагают, что она существовала с 1367 года, а известна в документах с 1406 года.
Однако изначально эта церковь была освящена во имя свв. Флора и Лавра, поскольку была выстроена близ находившихся здесь царских конюшен, а эти святые почитались покровителями лошадей и домашних животных.
И еще рядом с этой церковью стоял один из загородных домов митрополита, упраздненный только в 1656 году. Потом церковь была переосвящена - ее главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, один из приделов - во имя свв. Флора и Лавра, а другой во имя Трех Святителей Вселенских.
И с 1699 года по этому приделу вся церковь стала называться Трехсвятительской.
Ныне же существующее здание церкви было выстроено в 1674 году. Следует отметить, что эта церковь была выстроена тогда на "пограничной" территории рядом с соседней Хохловкой - местностью, которую заселяли выходцы из Украины, Малороссии, что запечатлелось в названии и самой Хохловки и улицы Маросейки.
Особенно активно это заселение происходило после 1654 года, когда Украина вошла в состав России.И своеобразным центром Хохловки была Троицкая церковь, выстроенная в стиле московского барокко. Трехсвятительская церковь была закрыта в 1927 году, но, к счастью, не сломана.
Долгое время ее занимали учреждения, были сделаны незначительные перестройки, но в основном старинное здание сохранилось.
Во флигеле дома №5 по Малому Трехсвятительскому переулку в детские годы жил поэт Тютчев.
В доме № 3 располагается церковь евангелических христиан-баптистов.
Церковь евангелических христиан-баптистов. Москва.
Около 1860г. участок приобрела Евангелическо-Реформатская церковь. На участке было построено церковное здание. В церковном доме на участке разместился Совет церкви.
После 1918г. дом оставили церковным общинам. В справочниках он так и назывался "Моленный дом". В разное время в доме размещались баптисты и адвентисты Седьмого дня.
А в небольшом флигеле дома №1 в Большом Трехсвятительском в 1892-1900 годах размещалась мастерская художника Исаака Левитана, где у него в гостях бывали Шаляпин и Нестеров, и где Серов написал его известный портрет.
В Петропавловском переулке возвышается легендарная церковь Петра и Павла у Яузских ворот.
Церковь Петра и Павла у Яузских ворот. Москва.
Существующий храм был построен в 1700-02 гг. в стиле московского барокко.
Композиция храма традиционно осевая: храм - трапезная - колокольня.
Храм - восьмерик на двухсветном четверике - завершен небольшой главой на граненом барабане. Декор не отличается особой пышностью, но зодчие продемонстрировали высокое мастерство, подчеркнув изящество угловых колонок, карнизов и наличников гладью стен здания.
Церковь никогда не закрывалась и сохранила свои колокола.
В 1944-47 гг. были сделаны золоченые сени над главными иконами иконостаса и золоченая арка у Царских ворот. Фрески в сводах приделов украшены цветными и золочеными плитками.
Церковь очень выразительно поставлена на крутом рельефе; даже в наше время она играет важную роль в силуэте застройки района.
Используемая информация:
Московский журнал 6'2000 года Н.Р.Фрезинская
http://hram.codis.ru