Идеальные города Италии

Главная - Италия

Идеальный город является урбанистическим концептом, в основу которого положен геометрический план, отвечающий критериям рационализма и функциональности, а также отражающий философские и утопические принципы.
Тема идеальных городов получила сильное развитие в период Возрождения, когда стремились организовать пространство наилучшим образом с точки зрения удобства жизни людей и развития экономики.
В основе городского плана лежали правильные геометрические формы или прямолинейные участки, созданные улицами, каналами, мостами и площадями. Таким образом часто строили военные населенные пункты или крепости.
В Италии находятся несколько городов, которые лучше всего отражают концепцию идеальной урбанистики, среди них Урбино, Пьенца, Феррара, Пальманова, Терра-дель-Соле, Кастильоне Олона и другие.

Пять идеальных городов Италии

Куда отправиться, чтобы познакомиться на практике с принципом идеальных городов? Вариантов несколько, мы предлагаем пять мест, которые никого не оставят равнодушным.

1. Урбино / Марке

Урбино считается одним из самых известных городов, построенных по принципам идеальной урбанистики. Писатель-гуманист Бальдассаре Кастильоне назвал его «городом в форме палаццо».
Этим результатом мы обязаны правителю Урбино герцогу Федерико да Монтефельтро, который хотел расширить семейный замок, соединив его с другой постройкой. Работы поручили архитектору Лучано де Лаурана, а затем их продолжил Франческо ди Джорджо Мартини.
В Национальной галерее Урбино хранится картина «Идеальный город», написанная между 1470 и 1490 гг. неизвестным художником. Она стала символом эпохи Возрождения. Скорее всего, произведение создали по приказу Федерико да Монтефельтро. Оно характеризуется идеальной перспективой, что было под силу лишь истинному мастеру, знакомому с архитектурой. Выдвигают предположение о существовании серии картин, изображающих идеальный город: подобные картины хранятся в Берлинской картинной галерее и художеством музее Уолтерса.

Подробнее об Урбино

Урбино

2. Пьенца / Тоскана

Пьенца родилась после реконструкции борго Корсиньяно по воле папы Пия II Пикколомини в XV веке. Работы поручили архитектору Бернардо Росселлино, а его последователем стал Леон Баттиста Альберти. В основу были положены математические принципы и рационализм.
Главная площадь Пьенцы имеет форму трапеции, на нее выходят кафедральный собор, папская резиденция, епископский дворец и палаццо Претория. Вдоль главной улицы построили великолепные здания, которые украсили город, а также двенадцать домов для простого люда, возведенные на деньги папы. Число двенадцать стало неслучайным, его выбрали по количеству апостолов.
Работы продлились с 1459 по 1462 гг., т.е. три года и три месяца. После смерти папы Пия II и Росселлини проект остался не завершенным.
Главная площадь названа именем папы Пия II. Благодаря продуманной перспективе кафедральный собор кажется больше своего реального размера. По замыслу папы Пия II храм символизирует дух просвещения и гуманизма. С правой стороны от него находится колодец Собак, отмеченный двумя колоннами.
От первоначального плана сохранился палаццо Пикколомини и лоджия, с которой открывается великолепный вид на тосканские пейзажи.

Подробнее о Пьенце

Пьенца

3. Феррара / Эмилия-Романья

В XV веке Феррара была важным центром гуманизма, Эсте приглашали известных поэтов, писателей и художников. Она стала первым городом, построенным по регулярному плану архитектором Биаджо Россетти в конце XV века.
Россетти расширил Феррару почти в два раза, окружил ее новым кольцом крепостных стен, построил жилые дома, нехватка которых ощущалась в связи с ростом населения. Он проложил дорожную сеть, взяв за образец города древнего Рима, в которых две главные улицы проходили перпендикулярно и пересекались, остальные магистрали образовывали «решетку». Но работы остались незавершенными, им помешали экономический кризис, сокращения численности населения и переход под папскую власть.
Лучше всего замысел Россетти виден в так называемом Добавлении Эрколе д'Эсте.
Самая знаменитая часть - перекресток Ангелов, образован двумя улицами: corso Ercole I d'Este и corsa Porta Mare. На него выходят Алмазный дворец, палаццо Турки-ди-Баньо и палаццо Проспери-Сакрати. Россетти не хотел перегружать пересечение статическим элементом - площадью, стремясь сохранить геометрическую простоту. Особое внимание заслуживает Алмазный дворец, имеющий рустичные фасады.
Эрколе I д'Эсте не только расширил Феррару, сделав город более современным и удобным для жизни, но наполнил его символами и знаками. Так геометрия Феррару в первую очередь связана со звездами. В первоначальном городском плане лежал пятиугольник, сейчас он слабо различим.

Подробнее о Ферраре

Феррара

4. Пальманова / Фриули-Венеция-Джулия

Пальманову называют кульминацией развития военной архитектуры. Она была основана в 1593 году как город-крепость для защиты границ Венецианской республики от османских захватчиков. Уникальной деталью является то, что в плане Пальмановы лежит девятиконечная звезда. Главным числом, на котором основывается строительство города, является 3: 3 входных ворот, направленных в стороны Чивидале, Аквилеи и Удине; 9 бастионов, 18 радиальных дорог, из которых 6 – осевые; главная площадь шестиугольной формы.
Пальманова уникальна в своём роде. Изначально работы хотели поручить Леонардо да Винчи, но был занят в другом проекте, поэтому отказался, но исторические документы подтверждают длительный визит гения в Пальманову, возможно, он дал несколько советов, но доподлинно это неизвестно.
7 октября 1593 года, в день покровительницы города Святой Юстианы, был заложен первый камень в соответствие с проектом Джулио Саворньян и Маркантонио Мартиненго. Началась трансформация древнего борго Пальмата в грандиозоное сооружение Пальма Нуова, впоследствии Пальманова.
Главная площадь имеет шестиугольную форму, с каждой стороны установлено 11 статуй, которые изображают военачальников крепости. Неизвестно, чем они прославились, но видимо благодаря славным подвигам их увековечили в камне. Площадь окружает ров с водой, символизируя чистое место.
Планировалось, что в Пальманове будет размещаться не только военный гарнизон, но и жить мирные граждане. Но этого не случилось: никто не захотел перебираться в город, созданный для войны. Тогда венецианское правительство переселило туда заключенных.
Пальманова не подвергалась ни одной атаке, после падения Венецианской республики и приходу к власти Наполеона, наступил мир и забвение.
В настоящее время Пальманова обычный город, наполненный жителями, магазинами и ресторанами.

Подробнее о Пальманове

Пальманова

5. Саббьонета / Ломбардия

Саббьонета была основана Веспасьяно Гонгаза в 1554-1591 гг. вдоль важной дороги, соединявшей порты средней части реки По.
Ее строительство базируется на принципах гуманизма. Работами руководил Джованни Пьетро Боттаччо.
В плане лежит ортогональный многоугольник, который делит пространство на 36 правильных четырехугольников. Расположение общественных зданий и достопримечательностей делает Саббьонету одним из лучших примеров идеального города, построенного с целью защиты от врагов.
За основу взят древнеримский каструм и добавлены экспериментальные элементы с перспективой. Главная дорога проходит с востока на запад, у входных ворот она преломляется, смещая параллель и ограничивая видимость. Внутреннее пространство организовано таким образом, чтобы, во-первых, запутать врага, во-вторых, создать иллюзию города больших размеров, чем он есть на самом деле.
В шести точках крепостной стены расположены бастионы. В центре разбита главная площадь, вокруг которой сосредоточены основные постройки города.

Саббьонета

Читайте также

Города, покрытые портиками