Ла Скарцуола (La Scarzuola) затерялась в умбрийской глубинке, последние километры пути больше напоминают российское бездорожье, чем ровные европейские трассы. Но никто и не обещал, что дорога к идеальному городу будет вымощена совершенством.
Что такое Ла Скарцуола сложно объяснить в двух словах, основанная как монастырь, она претерпела ряд изменений и возродилась мистическим «идеальным городом», созданная безумными фантазиями миланского архитектора Томазо Буцци.
Все началось в 1218 году, когда Франциск Ассизский построил здесь хижину, посадив розу и лавр, из которых чудесным образом стал бить источник. Для строительства Франциск использовал болотное растение похожее на камыш - Scarza, отсюда и пошло название местности.
Позже на месте хижины возвели церковь и основали францисканский монастырь. Точно неизвестно, что творилось в монастырских стенах в течение нескольких веков. Вполне возможно, что все постройки пришли бы в негодность и окончательно разрушились под напором времени и отсутствием денежных вливаний. Но в 1956 году монастырский комплекс приобрел миланский архитектор Томазо Буцци и решил создать «идеальный город», полный эсхатологических аллегорий, символов и мистицизма.
Ла Скарцуола (La Scarzuola).
Войдя в таинственное место, оказываешься в монастырском дворике, где гостей встречает Марко Солари, племянник Томазо Буцци, который сразу задает мистический тон экскурсии полубезумными речами, с обилием неприличных выражений и взрывами смеха, порой невпопад. Кстати, в сохранившейся церкви остался фрагмент древней фрески, на которой изображен Франциск Ассизский во время левитации. Летающий святой в безумном мире Ла Скарцуола !
Монастырский дворик
Томазо Буцци был известным архитектором, который работал вместе с Джо Понти, в начале прошлого века. После войны их пути разошлись, Понти бедствовал, а Буцци стал одним из самых богатых и знаменитых архитекторов Италии, проектируя и возводя в основном виллы для итальянской знати и сливок общества.
В 1956 году во время путешествия по Мексике, Буццо посетил маленький монастырь, он был поражен его красотой и загорелся желанием купить «свою обитель». Вернувшись в Умбрию, Буцци приобрел обветшалый монастырь, и приступил к осуществлению своей самой невероятной архитектурной мечты. Томазо Буции вкладывал всю свою энергию, силы и знания в строительство. Он говорил, что только в Ла Скарцуола может быть самим собой, т.е. «обнаженным» и писать из камня свою биографию. Умер Буцци в 1981 году, ему было 81 год. Ла Скарцуола осталась не законченной и через год перешла к племяннику Марко Солари.
Марко Солари
Визит в «идеальный город», который на самом деле является садом, включается в себя художественно-философский маршрут, пролегающий мимо архитектурных построек, которые погружают в причудливые, сюреалистичные миры.
Ла Скарцуола (La Scarzuola).
Ла Скарцуолу называют «театральным городом», потому что на территории находится 7 театров, не всегда очевидно, что постройки перед нами являются театром, но загадочный гид обязательно покажет и заострит внимание на этом. К сожалению, заметки и рисунки Буцци сложно интерпретировать, поэтому разные источники расходятся во взглядах, но можно положиться на собственное чутье.
Рисунок Томазо Буцци
По мнению Буцци, Ла Скарцуола символизирует ларец, в котором хранятся все жизни, посвященные искусству, а также «дом, который становится архитектором». Немного странно звучит, но можно пофилософствовать на эту тему, прогуливаясь по дорожкам.
Великая Мать. Ла Скарцуола (La Scarzuola).
Зеленый парк погружен в безмолвный покой, три тропики разбегаются лучами, задавая сценарий прогулки. Одна из них проводит к фонтану с Нимфой, другая – к каменной лодке, затонувшей в озере, а третья ведет к огромному Пегасу.
Затонувшая лодка. Ла Скарцуола (La Scarzuola).
Наиболее сильное впечатление производит открытый театр Teatrum Mundi, представляющий собой обширный амфитеатра с великолепной панорамой, в окружении кипарисов.
Teatrum Mundi. Ла Скарцуола (La Scarzuola).
Входящих пронизывает насквозь «третий глаз» - взгляд внутрь себя. На противоположной стороне изображены Солнце и Луна, символизирующие глаза посетителя.
«Третий глаз». Ла Скарцуола (La Scarzuola).
Маршрут включает в себя семь театров, Акрополь на вершине, храмы разным божествам, многочисленные живописные лестницы, арки и башни, среди которых выделяется башня Бабеля с музыкальной лестницей в семь октав.
Свой визит в Ла Скорцуолу лучше согласовать заранее.
За визит в Ла Скорцуолу благодарим Wine Stylist Travel Club, который организовывает стильные, неторопливые путешествиям по секретным местам Умбрии. www.winestylist.com