Квартал Стелла (Stella) один из самых старых и живописных в Неаполе, где узкие улицы наполнены атмосферой настоящей южной Италии, с развешенным бельем, кучами мусора, криками и гамом, кажется, что из соседнего переулка выйдет Софи Лорен, предлагаю пиццу, как в фильме «Золото Неаполя» или выскочит весельчак Тото'.
Квартал Стелла включает в себя такие известные и живописные места, как район Санита' (Sanita’), Матердей (Materdei) и борго деи Верджини (Borgo dei Vergini).
«Стелла» в переводе с итальянского означает «звезда», такое название квартал получил по возведенному здесь сантуарию Звезды, в котором хранится икона Мадонны со звездой на голове.
В греко-римский период эти земли использовали для захоронений, особенно район Санита', поэтому сохранились многочисленные греческие и раннехристианские катакомбы, а также кладбище Фонтанелле, появившееся после чумы 1656 года.
В 1950 г. были открыты могилы медного века (III в. до н.э.), эти, искусственно созданные углубления для захоронений, являются самыми древними в Неаполе. Могилы выбиты в камнях, они представляют собой колодец с одной или двумя комнатами для тел умерших. Было открыто 2 могилы, в одной из них нашли сохранившееся тело, свернутое калачиком. Во второй могиле обнаружили пять ваз и бронзовый кинжал.
Урбанистический вид квартала Стелла сложился в XVI веке, тогда же возвели церковь Санта Мария-делла-Стелла. В XVII веке застройка квартала Стелла продолжилась, появились великолепные дворцы и другие церкви.
В XIX веке новый король Неаполя Якин Мурат внес серьезные изменения в облик города, которые коснулись и квартала Стелла. Мурат выбрал своей резиденцией королевский дворец в Каподимонте, дорога в который из исторической части Неаполя проходила через квартал Стелла. В это время была проложена дорожная магистраль, поднимающаяся на холм Святой Терезы, проходящая по долине Санита с помощью моста, получившего название мост Санита. Улица была названа проспект Наполеона, сейчас она носит название via Santa Teresa degli Scalzi.
Во время второй мировой войны в квартале Стелла вспыхнуло восстание, известное как Четыре дня в Неаполе. Как раз на via Santa Teresa degli Scalzi были сооружены баррикады.
Архитектура квартала Стелла типична для Неаполя и представляет лабиринт узких улиц и переулков, переходящих в лестницы и крутые спуски. В одном из таких переулков родился известный итальянский комик Тото'.
Удивительно, но туристы не часто заходят в этот живописный и типичный квартал, который очень хорошо показывает хаотичный, шумный и неряшливый характер Неаполя.
На улице Неаполя.
Наша прогулка начинается от Метро Materdei.
Materdei. Неаполь. Кампания.
Матердей – район Неаполя, расположенный между нижней частью города и холмом Вомеро.
Его название происходит от церкви Санта Мария-Матер-Дей.
Матердей включает в себя более древнюю часть, лежащую в квартале Стелла и более современную, выполненную в стиле либерти (арт нуво), которая относится к кварталу Аввоката.
В старой части квартала снимали эпизод «Пицца в кредит» из фильма «Золото Неаполя», в котором София Лорен сыграла сексуальную пиццайолу.
Выйдя из метро, мы попадаем на площадь piazza Scipione Ammirato, которая носит имя историка XVI в. Сципиона Аммирато, жившего в Неаполе с 1547 по 1551 гг. Площадь была разбита в 2003 году, когда проложили метро Materdei.
Пройдем прямо по улице via Amato di Montecassino до церкви Святого Рафаэля.
Церковь Святого Рафаэля (Chiesa di San Raffaele) основана в 1759 году. Ее полное название звучит, как церковь Святых Рафаэля и Маргариты Кортонской. Фасад церкви элегантно изогнут, повторяя изгибы улицы.
В плане церкви лежит греческий крест. Главный алтарь датируется XVIII в.
Согласно иконографии, образ Святого Рафаэля, представлен с рыбой в руке. Неаполитанская байка рассказывает о древней традиции, основанной на язычестве, которая предписывает бесплодным женщинам и девушкам поцеловать рыбу святого. Море выступает в роли дарителя возможности забеременеть. Рыба – христианский символ, поэтому традиция сохранилась и во времена католичества. Но слово «рыба» на неаполитанском диалекте используются и для обозначения мужского достоинства, поэтому в этом случае фраза «поцелуй рыбу святого Рафаэля» принимает двойной смысл.
Вернемся на узкую улицу via Materdei, это основная магистраль района круто спускается вниз.
Через несколько метров увидим шпиль Непорочной Девы Матердей, который находится на via Ugo Falcando. Его перенесли сюда в 2003 году из церкви Непорочного зачатия, расположенной недалеко отсюда. Пьедестал, выполненный в стиле позднего барокко, датируется XVIII в. Шпиль поднимается на высоту 10 метров, его венчает копия статуи Мадонны, оригинал работы Доменико Гаджини (1470 г.) хранится в городском музее Нового Замка. Одежды Мадонны аккуратно выполнены и имеют множество складок, одной рукой она держит младенца Иисуса и другой сжимает сферу, похожую на глобус. Еще одна копия Мадонны находится в церкви Санта Мария-ди-Матердей.
Шпиль Непорочной Девы Матердей. Неаполь.
Via Materdei. Неаполь.
Via Materdei. Неаполь.
Чуть дальше по улице находится неприметный монастырский комплекс Санта Мария-ди-Матердей (Santa Maria di Materdei).
Он был основан отцами-августинцами в 1585 году, в эпоху позднего Возрождения. В последующие столетия комплекс претерпел ряд изменений, из которых самыми важными стало добавление барочных черт в 1728 году. В XIX веке монастырь был превращен в казармы. Но в 1852 году церковь вновь открыли для богослужений. В конце XIX века монастырь стал приютом для солдатских вдов. Сейчас в нем размещается учебное заведение.
В доме № 27 по via Materdei находится историческая пиццерия «Старита» (Starita), которая открыла свои двери в 1901 году, в то время она была винодельней и устраивала дегустации вин вместе с едой. Позже стала тратторией и пиццерией. В последующие годы стали отдавать предпочтение пицце.
Фасад пиццерии украшен фотографиями из фильма «Золото Неаполя».
Пиццерия «Старита». Неаполь.
Улица Матердей лентой огибает холмы и пересекает широкую дорожную магистраль via Santa Teresa degli Scalzi, здесь еще не так заметен перепад высот и не видно, что эта часть Неаполя построена на крутых склонах, где большая часть улиц выполнена в виде лестниц.
Пересекаем via Santa Teresa degli Scalzi и продолжаем наш путь.
Мы вошли в район Санита’.
Район Санита'. Неаполь.
Район Санита'. Неаполь.
Район Санита (rione Sanita') – один из районов Неаполя, входящий в квартал Стелла. Он находится у подножия холма Каподимонте на севере от исторической части города.
В XV веке здесь все было покрыто лугами и полями. До XVI в. район Санита оставался практически необитаемым. Когда стали строиться первые жилища, появилось название «санита», т.е. «здравоохранение», чтобы подчеркнуть целебность этих мест и многочисленные чудеса исцеления, которые приписывали христианским катакомбам.
Район сформировался вокруг базилики Святого Януария вне городских стен и лазарета для больных чумой, который после 1656 года был расширен. Сейчас это действующая больница.
Район Санита сначала был ориентирован на знатные семейства и буржуазию, но впоследствии стал народным, где важную роль играла каморра – неаполитанская мафия. Район ни раз становился местом действия для разборок криминальных авторитетов.
Судя по лицам на улицах этого района, концентрация экстракомунитариев здесь максимальная.
Улица в районе Санита'. Неаполь.
Пройдем дальше по via Stella, свернем налево на vico S. Margherita a Foneseca и спустимся по улице-лестнице вниз на via Antonio Villari, затем налево на Gradini S. Nicandro.
Улица-лестница в районе Санита'. Неаполь.
На Т-образном перекрестке свернем налево на via Sanita’, где находится впечатляющий палаццо Санфеличе, выполненный в стиле барокко.
Палаццо Санфеличе. Неаполь.
Палаццо был спроектирован в 1724-28 гг. архитектором Фердинандо Санфеличе для проживания собственной семьи. В то время этот район располагался вне городских стен и был более чистым по сравнению с центром.
Фердинандо Санфеличе был одним из самых креативных архитекторов XVIII века, который вдохнул свежие элементы в отступающий на второй план стиль барокко. Особенно это касалось раздваивающихся лестниц, открытых для всеобщего обозрения с улицы.
Заходя во двор палаццо Санфеличе, открывается неожиданная геометрическая картина: двойная лестница ведет на третий этаж дворца, фасад, состоящий из больших окон, образует своеобразный орнамент. Можно подняться по массивным ступеням, полюбоваться старинными дверями и сохранившимися элементами декора. Когда-то стены палаццо были украшены фресками, но сейчас они не сохранились.
Палаццо Санфеличе часто становился местом съемок для разных кинофильмов.
Палаццо Санфеличе. Неаполь.
Палаццо Санфеличе. Неаполь.
Далее спускаемся по via Arena della Sanita', в начале которой можно заглянуть в популярную кондитерскую Poppella Scognamillo Ciaro.
*Неаполитанские сладости по праву считаются одними из лучших в Италии, соперничая с сицилийскими десертами.
Самые популярные: Баба' (ударение на последний слог) – улучшенный, нежный и пропитанный алкоголем аналог нашей ром-бабы. Сфольятелла – хрустящее, чешуйчатое тесто и нежнейшая начинка из рикотты. Струффоли – напоминает чак-чак, но с добавлением цукатов и тесто более жесткое.
На улице via Arena della Sanita'. Неаполь.
Продолжаем наш маршрут вниз по улице, которая переходит в улицу via Vergini - Борго Девственников. Via Vergini - сердце борго Девственников. Такое необычное название происходит от религиозной греческой фратрии Эуностиди (Eunostidi). Сторонник, которой вели тихую жизнь, полную воздержаний, целомудрия и духовной чистоты.
Эуносто был сыном Элиео, молодой, красивый, с мускулистым телом, он участвовал во всех публичных церемониях. Однажды его заметила Окна, дочь магистра и известная куртизанка. Она влюбилась в него и оказывала постоянные знаки внимания, которые молодой человек игнорировал. Но опытная охотница не оставляла преследований, пытаясь сделать все возможное, чтобы заполучить Эуносто. Однажды Окна подстерегла молодого человека в лесу на закате.
Но, получив от него пощечину, убежала домой. На следующий день Эуносто возвращался из храма домой, когда братья Окны убили его. Коварная девушка рассказала им, что Эуносто изнасиловал ее.
Убийц посадили в тюрьму, Окна покончила жизнь самоубийством. А местные жители возвели храм в честь Эуносто. Культ в его честь сохранился на века.
Борго Девственников называется также районом барокко, по преобладающему здесь стилю. Легко заметить, что название борго не отражает настоящий характер района Санита.
Via Vergini. Неаполь.
Via Vergini. Неаполь.
В самом начале улицы находится небольшая церковь Санта Мария-деи-Верджини (Santa Maria dei Vergini). Первая церковь на этом месте появилась при монастыре в 1326 году. В XVIII веке церковь претерпела ряд реставраций и серьезных изменений. А в ходе бомбардировок во время второй мировой войны была практически полностью разрушена. Церковь восстановили по старым чертежам в 1950-ые гг.
Чуть дальше находится палаццо Спаньоло (Испанский дворец), который известен такой же внушительной двойной лестницей, называемой «крылья орла», как и палаццо Санфеличе. Испанский дворец был возведен в 1738 году по поручению маркиза Поппано Николы Москати. Проект выполнил Фердинандо Санфеличе, за внутреннюю отделку в стиле рококо отвечал Франческо Аттаназио и в дальнейшем Аньелло Прецьозо.
Позже палаццо приобрел Томмазо Атьенца, известного под именем Испанец, отсюда и появилось название дворца. Палаццо является ярким примером неаполитанского барокко.
Сейчас два последних этажа планируется отдать под музей Тото.
Пройдем до конца улицы, где начинается широкая и оживленная транспортная магистраль.
Полюбуемся на древние городские ворота Святого Януария. Фреска, помешенная на ворота, появилась в 1656 году после эпидемии чумы, на ней изображены святые, молящиеся об окончании страшной болезни.
Ворота Святого Януария. Неаполь.
Вернемся обратно до via Sanita’ и далее дойдем до площади Санита (piazza Sanita), где находится базилика Санта Мария-делла-Санита.
Базилика Санта Мария-делла-Санита. Неаполь.
Базилика Санта Мария-делла-Санита (Basilica di Santa Maria della Sanita) была возведена в 1602-13 гг. над катакомбами святого Гаудиоза Неаполитанского.
Фасад декорировали в начале XVIII века, высокая колокольня была пристроена в 1612-14 гг. Часы из майолики добавили в XVIII в.
Больше всего в церкви поражает купол, покрытый желтыми и зелеными керамическими плитками.
В плане церкви лежит греческий крест, вписанный в квадрат. Внутри церковь простая и просторная.
В ней хранятся многочисленные произведения искусства, в том числе современного.
Первый придел справа посвящен Святому Николаю: фреска с правой стороны «Мадонна делла Санита» датируется V-VI вв. , это самое древнее изображение Мадонны в Неаполе.
В алтаре с левой стороны установлена великолепная деревянная статуя Святого Викентия Феррери.
Монастырский дворик датируется началом XVII в.
В пресвитерии расположен вход в раннехристианскую базилику и катакомбы святого Гаудиоза Неаполитанского, где находится его могила. Святой Гаудиоз – епископ из Северной Африки, корабль которого потерпел крушение недалеко от Неаполя. Святой выжил и основал здесь монастырь. Умер святой Гаудиоз между 451-453 гг. Катакомбы расширились в XVI в., когда погребальная культура достигла своего апогея. Напротив входа могила украшена мозаиками.
Пройдем под мостом Санита, который является воротами района Санита и носит официальное имя Маддалена Черазуоло. Длина моста 118 метров, он имеет 6 пролетов и соединяет две улицы: via Santa Teresa degli Scalzi (которую мы пересекали сверху) и corso Amedeo di Savoia, которые были проспектом Наполеона, ведущим в Королевский дворец в Каподимонте. Дворец возвели в 1738 году, и сразу возникла проблема, как до него добраться, так как эта часть была изолированной от остального города. Тем более крутые подъемы и спуски затрудняли передвижение.
Тем не менее, строительство дороги началось лишь в 1806 году.
В 1943 году мост Санита стал символом движения сопротивления. В ходе отступления, немцы хотели взорвать мост, но неаполитанские партизаны спасли историческую конструкцию. Среди них был и Маддалена Черазуоло – рабочий и партизан, сыгравший заметную роль в тех событиях.
С моста открывается вид на крышу базилики Санта Мария-делла-Санита, выложенную майоликой. В ясную погоду можно увидеть даже вулкан Везувий.
Мост Санита. Неаполь.
Но мы продолжим путь по via Sanita', до piazza Fontanelle и далее по via Santa Maria della Catena alle Fontanelle до кладбища Фонтанелле.
Кладбище Фонтанелле - древнейшее в Неаполе. Такое несерьезное название – кладбище Фонтанчиков, оно получило из-за многочисленных водных источников. Кладбище представляет собой пещеру, вырытую в желтом туфе, состоящую из трех длинных галерей, которые называют по церковному нефами. В каждой галерея лежат черепа и кости тех, кто умер во время чумы 1656 года и холеры 1836 года, а также те, у кого не хватило средств на более достойную могилу и безымянные солдаты.
Древняя братская могила насчитывает более 40 тысяч останков и занимает около 3 тысяч квадратных метров.
Кладбище Фонтанелле. Неаполь.
Левая галерея называется нефом священников, потому что сюда складывали трупы, привезенные из церквей. Центральная галерея – неф зловония, он служил местом погребения во время эпидемий. Правая галерея – неф бедняков, причина названия понятна.
На кладбище Фонтанелле все останки безымянные, кроме двух – Филиппо Карафа, граф Черрето, умерший в 1797 году и Донна Маргарита Петруччи, умершая в 1795 году. Они лежать под стеклом.
Для неаполитанцев анонимные останки стали беспризорными душами, мостиком между миром мертвых и живых. Так родился необычный ритуал: люди приходили на кладбище молиться черепам, со словами «я беру заботу о тебе, а ты защити людей, которые мне дороги». Черепа чистили и мыли, оставляли вышитые платки и цветы.
Это стало так популярно, что вызвало беспокойство властей, в 1969 году ритуал запретили, назвав его языческим, кладбище закрыли. Долгое годы кладбище оставалось заброшенным. И только в 2006 году вновь открылось для публики. www.cimiterofontanella.com
Открыто каждый день с 10 до 17, вход бесплатный.
Мост Санита. Неаполь.
После кладбища очень просто вернуться к метро Materdei, преодолев ступенчатый подъем улицы via Bartolomeo Caracciolo.
Последний взгляд на улицу, ведущую к кладбищу. Неаполь.