Падуя. История, достопримечательности.

Главная - Италия - Венето

Падуя

Падуя расположена на севере Италии в Венето.
Она считается третьим городом региона по численности населения после Венеции и Вероны, в котором проживает чуть больше 200 тысяч человек.

Падую называют культурной столицей XIV века. Тот период оставил многочисленные художественные шедевры, среди которых цикл фресок Джотто в капелле Скровеньи. В 1222 году в Падуе был основан университет, который считается одним из старейших в мире.

В городе родился почитаемый святой Антоний, который похоронен в великолепной базилике, являющейся одной из основных достопримечательностей Падуи.

Здесь в XV веке родился танец павана, который получил название от Padova.

Традиционное Падую называют городом трех «без»:
«Святой без имени» - так как Святого Антонио обычно просто называют «Святой».
«Кафе без двери» - знаменитое кафе Педрокки, двери которого когда-то не закрывались никогда.
«Луг без травы» - главная площадь города Пратто делла Валле. («пратто» на итальянском «луг»).

Падуя

История Падуи

Согласно легенде, Падуя была основана в 1185 году до н.э. троянским правителем Антенором.
Археологические раскопки подтверждают существование поселение в XIII-XI вв. до н.э.
Таким образом, Падуя считается одним древнейших городов Италии и старейшим в Венето.
В 226 году до н.э. Падуя и Рим заключили союз против альпийских галлов и участвовали в совместных войнах.
С 49 году до н.э. Падуя входила в состав Римской империи. В это время город стал богатым и процветающим центром, через который проходили многие важные пути и дороги.
После падения Римской империи в 452-453 гг. Падую захватили гунны, а в 601 году лангобарды. Варварские набеги опустошили город. В конце VIII века стабильность принесло правление Карла Великого, который проложил систему каналов и провел мелиорацию почв, что улучшило экономическое состояние города.
В последующие века усилилась власть епископов, большое влияние имели знатные семейства такие, как Кампосампьеро, Эсте, Да Романо, Да Каррара.
Время конфликта между гвельфами и гибеллинами принесли кровавые разборки.
В раннем Средневековье Падуя стала свободной коммуной, вступив в веронскую и ломбардскую лиги против императора Фридриха Барбадосского.
В 1222 году был основан Университет, считающийся одним из древнейших в мире.
Падуя переходила от гвельфов к гибеллинам. В 1318 году власть с концентрировалась в руках Да Каррара, наступил период процветания, экономика росла, развивались культура и искусство. В это время были созданы великолепные художественные произведения.
В 1405 году Падую завоевала Венецианская республика.
В последующие четыре столетия Падуя потерла политическую силу, но жила в мире и процветании, имела определенную свободу благодаря своему университету, где учились студенты со всей Европы.
В 1509 году во время войны Священной Лиги, Падуя пережила осаду, организованную французскими войсками. После этого город окружили стенами, остатки которых сохранились до сих пор.
После падения Венецианской республики в 1797 году, Падую захватили войска Наполеона.
В 1815 году город входил в состав Австрийского королевства. В 1848 году вспыхнуло восстание против австрийской власти, в котором участвовали преимущественно студенты.
В 1866 году в ходе третьей войны за независимость Падуя стала частью объединенной Италии.
Во время первой мировой войны в Падуе размещались итальянские войска, и у подступов к городу произошла битва Терме.
В годы второй мировой войны Падуя была важным центром сопротивления фашизму. Преподаватели и студенты участвовали в партизанском движении, и за это Университет был награжден медалью за храбрость, столь высокую награду имеет единственный итальянский университет.
После войны Падуя продолжала свое экономическое и социальное развитие. В 1970-е гг. город пережил политический кризис. Конец XX и начало XXI вв. ознаменовались существенными переменами в урбанистическом плане – появились новые здания, были проложены дорожные магистрали.




Достопримечательности Падуи

Наш маршрут начинается на площади Piazza Eremitani , куда легко добраться от железнодорожного вокзала.
Здесь находится часовня Скровеньи (Cappella degli Scrovegni) со знаменитыми фресками Джотто.

Часовня Скровеньи. Падуя

Ее построили в 1303-05 гг. по воле богатого банкира Энрико Скровеньи. Он приобрел участок земли, на котором возвел роскошный дворец и часовню, которая должна была стать будущим семейным мавзолеем. Роспись поручили флорентийскому мастеру Джотто.
Часовня, длиной почти 30 метров и шириной 13 метров, полностью покрыта великолепными фресками, которые делятся на 40 тем, объеденных божественной идеей.
Любопытно, что на фреске «Преклонение волхвов» Джотто изобразил Вифлеемскую звезду в виде кометы Галлея, которая проходила мимо земли в 1301 г., но еще не была открыта.
*Посещение часовни Скровеньи надо бронировать заранее или надеяться на свободные места. Группы в 25 человек запускают на 15 минут, через 15 минут – следующая группа.

Рядом часовней находятся руины древнеримской арены, главный вход располагался на piazza Eremitani, сюда заходили зрители, а напротив - «вход смерти», ворота, через которые уносили убитых гладиаторов.

Древнеримская арена. Падуя

Церковь Эремитов (святых Филлипа и Якома) возвели в 1276 году. Раньше она принадлежала монастырю, в котором сейчас разместился городской музей с залом археологии и пинакотекой, где хранится Распятие Джотто и работы Беллини. Во время второй мировой войны церковь получила серьезные повреждения и была полностью реконструирована. Тем не менее, сохранились фрески, в том числе работы Андреа Мантенья.

Церковь Эремитов. Падуя

Пройдем по via Eremitani, далее направо на via Altinate и до площади Гарибальди. В центре площади возвышается объединитель Италии в окружение зданий эпохи фашизма.
Когда-то здесь находилось древнее борго Санта Лючия, где размещались бордели. Проституция всегда процветала в Падуе. Огромный университет и военные базы в ходе первой мировой войны рождали спрос на подобные услуги. Бизнес был поставлен на поток и хорошо организован, каждый бордель имел свои тарифы. На дверях часто можно было увидеть объявления: «Уважаемые синьоры клиенты, запрещено приставать к синьоринам до того, как вы оплатите жетон».
Борго Санта Лючия представляло собой путаницу маленьких домиков с двором и обязательным колодцем. В одном из таких домов жил то ли ученый, то ли маг Пьетро д'Альбано (о нем мы еще поговорим позже), в другом – живописец Андреа Мантенья.
В большинстве своем это были грязные и старые дома, на первых этажах селились беднейшие семьи, которые не могли позволить лучшего.
В 1930-е гг. центр Падуи решили модернизировать, улучшив жилищные и транспортные условия. Вместо борго Санта Лючия и гетто было решено разбить площадь и рынок.
К счастью, район старого гетто остался нетронутым, а борго Санта Лючия полностью разрушили и возвели на его месте здания из травертина (Торговую палату и Inps).
Местных жителей выселили, пообещав, что новый квартал будет раем с огромным садом, на самом деле, это оказался обычных периферийный район с убогими и однотипными домами.

Проследуем дальше по corso Garibaldi до кафе Педрокки и университета Бо'.

Caffe' Pedrocchi (Кафе "Педрокки") является историческим заведением, оно расположено на улице via VIII Febbraio 15.
Мода на кофейни зародилась в Венеции в XVIII веке, и очень быстро долетела до Падуи. В 1772 году Франческо Педрокки, уроженец Бергамо, открыл в Падуе свою кофейную боттегу. Семейный бизнес перешел к его сыну Антонио, который расширил производственные мощности. В 1831 году семья Педрокки построила кофейню по проекту венецианского архитектора Джузеппе Яппелли. Так началась слава знаменитого «кафе без дверей», которое работало круглосуточно, никогда не закрываясь. Впервые двери кофейни заперли во время первой мировой войны.
Близость университета определила круг посетителей, среди которых были профессоры и студенты. Сюда заглядывали и известные персонажи, например, Стендаль.
Сын Антонио Доменико Каппеллато Педрокки завещал кофейню городу, с условием сохранения атмосферы и высокого стандарта качества.
Кофейня Pedrocchi пользуется успехом и в наши дни. Здесь можно попробовать десерты, приготовленные по старинным рецептам на основе мяты или забайоне Стендаля.

Caffe' Pedrocchi (Кафе

Падую называют городом ученых. Здесь расположен один из древнейших университетов мира, второй по возрасту в Италии, после Болонского университета.
В исторических зданиях сохранился анатомический театр XVI в., а также кафедра Галилео Галилея, который преподавал в Падуе с 1592 по 1618 гг.
Дворик украшен гербами студентов и профессоров, бюсты, статуи, надписи рассказывают о персонажах, прошедших через стены Университета – Пьетро д'Абано, Николо Коперник, Галилео Галилей и другие.
Среди них первая в мире женщина, получившая университетское образование – Елена Лукреция Корнаро Пископия. Она закончила философский факультет в 1678 году.
Пьетро д’Абано до сих пор является спорным персонажем. Он родился около 1250 года в Абано-Терме, изучал медицину, по некоторым сведениям, был другом Марко Поло, долгое время жил в Константинополе. Выучил греческий и арабский языки, что говорит о том, что Пьетро д’Абано без сомнения читал труды Авиценны и Галена. Развивал теорию о влиянии астрологии на жизнь человека.
Его видение медицины заключалось в объединение всех наук, от философии и астрономии до алхимии. Пьетро д’Абано преподавал медицину в Университете Падуи. Несмотря на его славу и известность, церковь обвинила ученого в ереси и некромантии, начались преследования и обвинения.
Скончался Пьетро д’Абано в тюрьме до вынесения приговора в 1315 году.
Сейчас в палаццо Бо расположен ректорат и юридический факультет, другие факультеты разбросаны по всему городу.

Палаццо Бо. Падуя

Напротив палаццо Бо расположен комплекс, включающий в себя несколько зданий, в которых размещается городское управление. Все они были построены в разные столетия.
На via VIII Febbraio выходит крыло Моретти-Скарпия, возведенное в 1919 году. На его фасаде установлен монумент в память о павших во время первой мировой войны.

Палаццо Коммунале

Обойдя палаццо, увидим длинное здание с портиками, которое также входит в комплекс.

Палаццо Коммунале

Его построили в 1218 году, а затем надстроили в 1306 году.
Здесь размещался огромный салон, расписанный фресками Джотто, которые погибли в пожаре 1420 года. Изображения были посвящены астрологии и выполнены по мотивам работ Пьетро д'Абано.
Это здание делит пространство на две площади: Трав (Piazza dell’Erbe) и Фруктов (Piazza dei Frutti), на которых разворачивается рынок.

Здесь можно заглянуть в еще одно историческое кафе - Caffè Bar Margherita ( Piazza dei Frutti, 44. По воскресенья закрыто). Точная дата его основания неизвестна. Официальные источники называют конец XVIII века, по крайней мере, оно упоминается в книге 1926 года. С 1981 года кофейней владеет Иньяцо Аджуйяро.

Caffe Bar Margherita

На юге от площади Трав расположен лабиринт узких улиц, с 1603 по 1797 гг. здесь располагалось гетто. Первые евреи обосновались в Падуе в XII в. К середине XIV в. община разрослась, благодаря университету, куда могли поступать студенты разных национальностей, в том числе и евреи, что было запрещено в других университетах.
Евреи в Падуе занимались привычным для себя делом, хорошие коммерсанты, они давали ссуды под проценты, продавали поддержанные вещи. Впрочем, другие профессии для евреев были запрещены.
До 1603 года никаких ограничений для еврейского населения не было, но позже появилось гетто – ограниченная зона, которая запиралась на ночь четырьмя дверями и охранялась. Ни один еврей не мог жить вне этой зоны, а при выходе в город каждый должен был носить отличительный знак. После двух часов ночи ворота гетто закрывались.
Очарование гетто заключается в его узких и кривых улицах, высоких домах и маленьких мастерских с древними традициями. На via dell’Arco сохранились дома-башни, типичные для еврейского квартала.

Пройдем на piazza dei Signori, на которой доминирует Часовая башня.

piazza dei Signori

Площадь разбили в XIV веке, разрушив старый квартал.
Башня, возведенная в XIV веке, соединяет симметричные здания – палаццо Капитанио и Камерленги, построенные в XVI и XVII вв. Ее высота составляет 30 метров.
Планировалось, что башня станет проходом к Королевскому дворцу Да Каррара.
В 1426-28 гг. ей придали готические черты и добавили астрономические часы, выполненные по проекту Джованни Мария Фальконетто. Они считаются самыми старыми в мире часами подобного типа. Их построил знаменитый часовщик Якопо Донди в 1344 году.

Далее пройдем к Кафедральному собору.

Кафедральный собор. Падуя

Кафедральный собор посвящен святой Марии Заступнице. Первый храм на этом месте возвели в VII в. Позже собор неоднократно перестраивался и менял свой облик. Так в XII в. он был полностью разрушен землетрясением и отстроен заново по проекту архитектора Мачилло.
В соборе в грандиозном алтаре хранится чудотворная икона XIII в., на ней изображена Мадонна с младенцем. В крипте в римской урне лежит тело святого Данииля мученика, которое перенесли сюда из базилики святой Юстианы в 1076 году.
С правой стороны от собора находится Баптистерий, восходящий к XII в. Он покрыт фресками работы Джусто де'Менабуой.

1-я часть маршрута. Падуя

Вренемся по via Daniele Manin и далее по via S. Francesco до площади Piazza Antenore, где расположен монумент-могила героя троянской войны Антенора, легендарного основателя Падуи.
В 1274 году строили богадельню и нашли погребальную арку и пару похоронных носилок, на которых находились человеческие останки, меч и две вазы, полные золотых монет. Тогда это назвали могилой Антенора, кто это был на самом деле, неизвестно.

Монумент Антенора. Падуя

Продолжим наш путь по via del Santo и дойдем до базилики Святого Антония (Basilica S.Antonio).

Базилика Святого Антония. Падуя

Ее фасад выполнен из красных камней, в нише установлена статуя Святого.

Святой Антоний

Святого Антония в Падуе называют просто Святым.
Базилика в его честь является одной из самых больших в мире, ежегодно ее посещаются более 6 с половиной миллионов паломников.
Антоний Падуанский родился около 1195 г. в Лиссабоне, в знатной семье. В 15-летнем возрасте он поступил в монастырь, где получил хорошее образование, а в 1220 г. стал священником.
Тогда же он увидел останки пяти францисканских мучеников, погибших во время своей миссии в Марокко, где они проповедовали среди мусульман. Это произвело на молодого священника такое глубокое впечатление, что он решил стать францисканцем. В общине ему дали монашеское имя - Антоний.
Антоний известен тем, что он разговаривал с рыбами и птицами, а тем ему отвечали или кивали, открыв немые рты.
Антоний проповедал не только в Италии, но и в Северной Африке.
Он стал одним из первых организаторов системы образования в Ордене. Последние годы жизни Антоний провел в Падуе, где и скончался в 1231 г.
Антоний оставил память о себе не только как о прекрасном священнике, проповеднике и богослове, но и как о великом чудотворце.
Папой Григорием IX он был причислен к лику святых уже в 1232 г., т.е. менее года после кончины. В Падуе возникла традиция почитать святого по пятницам (в день его смерти) и по вторникам (день погребения).
Базилика Святого Антония отличается великолепием и роскошью. Ее длина составляет 115 метров, ширина - 55 метров, максимальная высота – 38,5 метров. В храме находится могила святого и хранятся его реликвии, в том числе подбородок, палец, язык и кусок кожи с головы, а также бокал, требник, которыми пользовался святой. Все они собраны в отдельной капелле, построенной в 1630-1702 гг. по проекту Филиппо Пародии.
Главный алтарь был реализован Донателло.
Кроме того, в храме находится почитаемая черная Мадонна, называемая Ла Мора.

Недалеко от базилики в конце via Cesarotti расположен монументальный комплекс Лоджий – прекрасный пример архитектуры эпохи Возрождения в Падуе.

Вернемся на площадь Piazza del Santo и пройдем по via dell’Orto Botanico, где находится Ботанический сад – самый старый ботанический сад при Университете.
Он был основан в 1545 г. Сейчас здесь растут около 6 тысяч экземпляров, среди которых экзотические, лечебные, ядовитые и насекомоядные растения. Самое старое растение – пальма Святого Петра (Chamaerops humilis var. arborescens), посаженная в 1585.

Чуть дальше расположена овальная площадь - Prato della Valle, которая считается одним из символов Падуи. Ее окружают многочисленные исторические здания и дворцы.

Prato della Valle. Падуя

Прато делла Валле считается самой большой площадью города. Современный вид она получила в XVIII в.: остров в форме эллипса, окруженный каналами с водой, вдоль которых двойным кольцом возвышаются статуи. 78 фигур изображают известных персонажей.

Prato della Valle. Падуя

В римские времена площадь называлась Марсовой, по имени бога войны из-за того, что здесь располагались военные гарнизоны. Позже она стала Рыночной, потому здесь разворачивался крестьянский базар, очень быстро закрепилось название «Луг святой Юстианы», по имени соседней церкви. Название «Луг Долины» (Pratto della Valle) первый раз появляется в XII в. Возможно, так стали называть площадь, не мощенную камнем, а покрытую травой.
От прато делла Валле открывается вид на монументальную базилику Святой Юстианы, которая входила в монастырский комплекс.

Базилика Святой Юстианы

Одно время он принадлежал бенедиктинским монахам, при которых приобрел важное значение.
До прихода войск Наполеона в 1810 аббатство было одним из крупнейших в христианском мире. Его открыли вновь в 1919 году.
Базилика возвели в XVI веке, и она остается одной из самых больших религиозных построек. В ее стенах хранятся работы Паоло Веронезе, Лука Джордано, Себастьяно Риччи и других.
История храма началась в VI веке, когда над могилой святой Юстианы из Падуи возвели церковь. Кем была Юстиана? Она жила в конце III - начале IV вв. В Падуе. Девушка отказалась от язычества, и в 304 году была приговорена к смертной казни. Приговор привели к исполнению, убитую Юстиану похоронили рядом со стенами римского театра. Сейчас ее останки покоятся в главном алтаре базилики.
Храм пострадал в землетрясении в XII веке, но был восстановлен. В XVI веке базилика приобрела новые черты. В течение столетия под властью Наполеона монастырь оставался не действующим, затем началось его возрождение. На сегодняшний день базилика Святой Юстианы поражает своими размерами: 118,5 м в длину и 82 м в ширину.
Первое, что обращает на себя внимание, это пол, выполненный геометрическим узором, где желтый, синий и красный мрамор создают объемное пространство. Пол датируется 1608-15 гг.

Базилика Святой Юстианы

В главном алтаре находится тело святой Юстианы. Он был выполнен в 1637-43 гг. Его украшает работа Паоло Веронезе, изображающая мученичество святой Юстианы, написанная в 1572 году.
В базилики хранится ценная работа «Мадонна Скал», написанная в 1503 году, предположительно учеником Леонардо да Винчи.

Базилика Святой Юстианы

Базилика Святой Юстианы