На территории Каппадокии находятся около 400 церквей, построенных между IV и XIII веками. Их открытие произошло случайно в 1930-х годах, когда французский священник по имени Гийом де Жерфанион, находившийся в этом регионе во время паломничества в Святую Землю, обнаружил несколько церквей, спрятанных в «волшебных дымоходах» Гереме.
История христианских храмов Каппадокии
Все храмы, построенные первыми христианами, пережили исламизацию Анатолии. Так как они не были ориентировано на юго-восток, то есть на Мекку, они никогда не преобразовывались в мечети.
Православные монахи жили в монастырях Каппадокии до 1920 года, затем Ататюрк вынудил их эмигрировать в Грецию.
С этого момента храмы стали реставрировать и превращать в музеи.
Фрески в храмах Каппадокии
Красота и известность скальных церквей Каппадокии в первую очередь обусловлены наличием фресок и настенных рисунков. Каждый храм имеет свой стиль, который определяется уровнем мастерства художников.
Самые известные церкви расположены в музее под открытым небом Гёреме. Их расписывали художники со всей Турции. Каппадокийские росписи по стенам выполнены по сухой штукатурке. Они дольше сохраняются, но не позволяют вносить исправления.
Для различных цветов художники использовали природные материалы, такие как известь для белого, железная руда для красного, уголь или бивни животных для черного, азурит или лазурит для синего. Цветные порошки обычно смешивали с известью и водой, иногда вместо извести использовались яичный белок или молоко, чтобы связать натуральные пигменты со стеной из гипса.
Настенные росписи изображают библейские сюжеты. Святые стоят фронтально и устойчиво, представители злых сил повернуты в профиль и находятся в движении.
Конкретный персонаж всегда обладал одинаковыми физическими характеристиками, чтобы неграмотные люди могли их идентифицировать.
Потолок представлял небо, верхняя часть стен – Святую землю, а нижняя часть была отведена для подвигов святых и мучеников. В раю помещали Христа и ангелов серафимов с шестью крыльями. Ниже шли архангелы, апостолы и пророки Ветхого Завета. В самом низу изображали мучеников, воинских святых и тех, кто пожертвовал на строительство церкви.
Эти характеристики свойственны церквям, построенным между IV-VII веками и между IX-XIII веками.
В VIII веке был краткий иконоборческий период, когда византийское духовенство выступало против культа икон.
Несмотря на то, что монахи Каппадокии не присоединились к этому движению, есть несколько редких случаев построек, относящихся к иконоборческому периоду. Церкви того времени легко отличить по отсутствию росписей и фресок. Однако многие ученые считают, что храмы, лишенные изображений и украшенные исключительно красной краской, просто остались недостроенными.
Стены каппадокийских церквей изобилуют надписями и пиктограммами. Все они являются опознавательными знаками, именами изображенных персонажей, написанными вертикально на правой стороне лица. Во времена Византийской империи официальным языком церкви был греческий, для написания использовали заглавные буквы.
Самые интересные скальные церкви Каппадокии
1. Церковь Пряжки (Tokalı Kilise). Гёреме
Токалы Килисе (или Церковь Пряжки) — самая большая церковь в Гёреме. Она состоит из четырех помещений: Старой церкви, большей Новой церкви, боковой часовни и Нижней церкви. Старая церковь датируется X веком. Её стены украшены изображениями сцен из Нового Завета и образами святых, выполненных бледными оттенками красного и зеленого.
В Новой церкви доминируют насыщенные цвета индиго и лазурита. На фресках написаны сцены из Нового Завета, чудеса Христа, первые дьяконы, эпизоды из жизни св. Василия (одного из каппадокийских отцов) и другое.
Небольшая пещерная Яблочная церковь была построена около 1050 года. Четыре колонны неправильной формы со знаком греческого креста поддерживают центральный купол. Несмотря на реставрацию, фрески продолжают откалываться, открывая более ранние росписи. На фресках изображены сцены со святыми, епископами и мучениками, справа от алтаря написана «Тайная вечеря» с символической рыбой. Считается, что название церкви связано с красноватым шаром в левой руке архангела Михаила в куполе главной апсиды или, возможно, с яблоней, которая росла поблизости.
3. Церковь Святой Варвары (Azize Barbara Kilisesi). Гёреме
Церковь, посвященная греческой мученице Варваре, была возведена в конце XI века. Она относится к крестово-купольному храму с одной центральной апсидой, двумя боковыми апсидами и двумя колоннами. На куполе изображен Христос на троне, он написан красной охрой прямо на скале. На северной стене церкви находится фреска, на которой Святой Георгий и Святой Феодор верхом на лошадях, сражаются с драконом и змеем. Монахи рисовали на скалах линии красной охрой, чтобы создать впечатление, что при строительстве использовались тесаные камни.
4. Змеиная церковь (Yılanlı Kilise). Гёреме
Змеиная церковь является простым храмом, с низким потолком и длинным нефом. Она названа в честь фрески, на которой Святые Феодор и Георгий убивают дракона, выполненного в виде змеи. В церкви также есть фреска с изображением императора Константина и его матери Елены с Животворящим Крестом.
Согласно легенде, Елена обнаружила крест, на котором был распят Иисус, увидев его во сне, и что его часть до сих пор находится в фундаменте собора Святой Софии в Стамбуле. Другие части креста хранятся в Храме Гроба Господня и в базилике Санта-Кроче в Риме.
Справа от входа в Змеиную церковь написан Святой Онуфрий, который жил отшельником в египетской пустыне. Традиционно его изображают с длинной седой бородой и прикрытым только фиговым листком.
5. Темная церковь (Karanlık Kilise). Гёреме
Темная церковь входила в монастырский комплекс, построенный в XI веке. Её стены украшены фресками со сценами из Нового Завета: Христос Пантократор, Рождество, Поклонение волхвов, Первое купание, Тайная вечеря, Предательство Иуды, Распятие и т.д. После того, как Каппадокия вошла в состав Османской империи храм использовался как голубятня до 1950-х годов.
Затем его отреставрировали, отчисли стены от голубиного помета, и сделали музеем.
Фрески Темной церкви считаются наиболее сохранившимися из всех храмов Каппадокии, они являются прекрасным образцом византийского искусства XI века. Однако часть притвора или вестибюля обрушилась, открыв часть церкви. Это привело к повреждению некоторых фресок.
6. Церковь Никифора Фока (Nicephorus Phocas Kilisesi). Чавушин
Церковь Никифора Фока – единственный храм Каппадокии, где присутствуют изображения императоров. Мы видим Никифора Фоку с женой Феофано, его отца Варда, брата Льва и Иоанна Цимисхия.
Строительство церкви завершилось во времена правления Никифора Фоки в 964-965 гг., что совпало с пребыванием императорской семьи в Каппадокии и победоносными походами Фоки против арабов в Киликии.
Первоначальное посвящение церкви неизвестно, но возможно, что она была посвящена Архангелу Михаилу из-за многочисленных изображений.
В османский период храм использовался как голубятня, в настоящее время он является музеем.
7. Церковь Даниила Пантонасса (Daniel Pantonassa Kilisesi). Долина Ихлара
Церковь Даниила Пантонасса, известная также как «Церковь под деревом», посвящена Даниилу Столпнику. Как и все каппадокийские храмы, она высечена в скале, и, возможно, датируется VII веком. На куполе помещено изображение Вознесения Господня.
9. Церковь Трех Крестоносцев (Üç Haçlı). Розовая долина
Церковь Трех Крестоносцев получила свое название от рельефов крестов, вырезанных на потолке. В середине изображен латинский крест, по сторонам — крестообразные рельефы в медальонах.
Церковь Панджарлык менялась на протяжении веков. Храм построили в VI веке, в X веке его покрыли фресками с изображением жизни Иисуса Христа, в XII веке высекли боковую часовню. До 1923 года церковь оставалась местом поклонения греческих христиан. После этого её осквернили, часть росписей исчезла, иконостас разбили. В настоящее время храм стал музеем.
Церковь Панджарлык имеет множество нетрадиционных архитектурных особенностей по сравнению с другими храмами Каппадокии. Например, волнистые ступени, большое окно над дверным проёмом с фреской, платформа для проповеди вдоль стены, боковые стены различной глубины, объемные медальоны с крестами на боковых стенах и т.д.
Церковь, скорее всего, была основана монахами. Несколько комнат остаются недоступными для посещения, возможно, в них размешались монашеские кельи или скит.