10 итальянских фильмов 1970-х гг.

Главная - Италия - Итальянское кино

1970-е годы подхватили эксперименты предыдущего десятилетия. Этот период стал расцветом для талантливых итальянских режиссеров, среди которых Дино Ризи, Этторе Скола, Федерико Феллини, Бернардо Бертолучи, Марио Моничелли, Луиджи Коменчини. Они затрагивают политические темы, проблемы иммиграции, процесс индустриализации и изменения сексуального поведения.
Мы восхищаемся игрой актеров калибра Нино Манфреди, Альберто Сорди, Витторио Гассмана и Уго Тоньяцци.

1. «Аромат женщины» (Profumo di donna, реж. Dino Risi, 1974)

Капитан в отставке Фаусто Консоло (Vittorio Gassman) остался слепым и без одной руки после случайного взрыва. Он красивый и сильный духом мужчина, не привыкший сдаваться, щедрый на желчные слова и большой любитель женщин.
Фаусто собирается в Неаполь, чтобы навестить своего друга Винченцо, который тоже лишился зрения в том злополучном взрыве. В путешествии его будет сопровождать Джованни Бертации (Alessandro Momo) – 18-летний новобранец, которому капитан сразу дает прозвище Чичо, как всем его предшественникам. Джованни шокирует и раздражает поведение Фаусто, но он не подает виду, затем постепенно между ними возникает понимание.
Они отправляют в путь из Турина на поезде, первая остановка в Генуе и первое поручение: найти высокую и фигуристую проститутку с темными волосами. В отеле Джованни случайно находит пистолет в чемодане капитана и его начинают посещать разнообразные мысли.
В Риме Фаусто навещает своего кузина священника, с которым ведет нелицеприятные беседы.
В Неаполе Джованни знакомится с молодой красавицей Сарой (Agostina Belli), которая безответно влюблена в Фаусто, но слепой мужчина не хочет обрекать девушку на роль сиделки, и постоянно отказывает ей. К тому же он и Винченцо вынашивают планы двойного самоубийства.
Фильм «Аромат женщины» поставлен по роману «Темнота и мед», написанному Джованни Арпино, в 1992 году по нему также была снята кинолента «Аромат женщины» с Аль Пачино в главной роли.
Фильм 1974 года пронизан нежным и чувственным драматизмом, режиссер показывает разные грани любви: распутной с женщинами легкого поведения и застенчивой с невинной Сарой. Многие сцены сопровождаются красивой музыкой. Трагично закончилась жизнь Алессандро Момо, который сыграл роль молодого помощника Фаусто, он погиб в автокатастрофе в 17-летнем возрасте через несколько недель после окончания съемок.

Profumo di donna

2. «Хлеб и шоколад» (Pane e cioccolata, реж. Franco Brusati, 1974)

Джованни Гарофоли по прозвищу (Nino Manfredi) три года назад эмигрировал в Швейцарию. Всё это время он провел вдали от своей семьи, жены, детей, он пытался изо всех сил адаптироваться в другой стране, найти работу и своё место, но продвинулся лишь до испытательного срока в должности официанта престижного ресторана. Тем не менее, Нино был рад даже такой возможности, но малая оплошность – справление нужды в общественном месте, привела к серьезным последствиям и выдворению из Швейцарии. Но Нино решил не сдаваться, он попросился переночевать к своей соседке-гречанке Элене (Anna Karina), которая скрывала своего сына. У них завязались теплые и дружеские отношения.
Нино начинает работать на одного итальянского миллиардера, но тот кончает жизнь самоубийством. Мужчина ищет убежище у итальянских гастарбайтеров, пытает жить в курятнике с такими же эмигрантами, как и он. Затем Нино понимает, как стать «своим среди чужих»: он перекрашивается в блондина, и, действительно, его начинают принимать за швейцарца, но натура берет верх во время футбольного матча.
Потерпев очередное фиаско, Нино решает подчиниться властям и вернуться в Италию, но в последний момент на перрон вбегает Элена: она достала вид на жительство и разрешение на работу для Нино.

Pane e cioccolata

3. «Особенный день» (Una giornata particolare, реж. Ettore Scola, 1977 )

Действия фильма происходят 6 мая 1938 года, во время визита Адольфа Гитлера в Рим. Местом событий становится римский дом, известный под названием палаццо Федеричи (о нем мы писали в статье о квартале Номентано).
История объединяет двух героев: Антоньетту (Sophia Loren), безграмотную домохозяйку, мать шестерых детей, жену министерского работника и сторонницу фашистского режима, и Габриеле (Marcello Mastroianni), бывшего радиооператора, антифашиста и гомосексуалиста.
Всё многочисленное семейство Антоньетты отправилось на парад в честь фюрера, а женщина осталась на хозяйстве. Жилой комплекс опустел и притих. Но выпорхнувшая в окно птичка, вынуждает Антоньетту обратиться к своему соседу Габриеле, который в это время замышляет самоубийство.
Между мужчиной и женщиной слово за слово завязывается разговор, переходящий в более глубокое общение. Оказывается, два полярных персонажа имеют много общего и им есть что сказать друг другу. Но свободные дни и даже часы Габриеле сочтены: его приговорили к выселке на Сардинии из-за его нетрадиционной сексуальной ориентации, и с минуты на минуту он ожидает ареста.
В эпоху фашизма мужчине полагается быть мужем, отцом и солдатом, так написано в альбоме Антоньетты, в который она вклеивает фотографии Дуче. А Габриеле не является ни одним, ни другим, ни третьим.

Una giornata particolare

4. «Дела приличных людей» (Fatti di gente perbene, реж. Mauro Bolognini, 1974)

Фильм основан на реальных событиях, произошедших в 1902 году в Болонье, в криминальных хрониках оно получило название «Дело Мурри».
Линда Мурри (Catherine Deneuve) – дочь очень известного медика, профессора и прогрессивного республиканца Аугусто Мурри (Fernando Rey). Она опять сходится со своим богатым мужем Франческо Бонмартини после официального развода. Линда думает о спокойствие и благополучие детей, она почти готова пожертвовать своим счастьем и продолжать жить с грубым мужчиной, которого не любит. Ее брат Туллио (Giancarlo Giannini) нежно привязан к сестре, он видит ее мучения и решает помочь, убив Франческо. С просьбой о помощи он обращается к своему другу Пио Нальди, который погряз в карточных долгах. Также рядом с Туллио находится его любовница и бывшая проститутка Роза (Tina Aumont). Убийство происходит по плану и не должно вызвать подозрений, но судья Станцани видит некоторые нюансы и начинается тщательное расследование. Вскоре всплывает то, что Роза сказала неправду, а у Линды был любовник. Ниточка приводит к Туллио. Правда открывается, и все сообщники отправляются в тюрьму. Туллио получает 30 лет, Линда – 10 лет, любовник Линды Карло Секи – 10 лет, Роза – 7 лет, а Пио Нальди – 30 лет. Католическая и консервативная пресса использует это дело в политических целях, раздувая скандал против республиканцев.
Линда Мурри провела в тюрьме один год, в 1906 году указом короля Витторио Эммануэле III ее освободили после того, как ее отец вылечил от тифа королевскую дочь принцессу Мафальду. На этом месте фильм заканчивается.
За кадром осталось то, что Туллио провел в заточении 17 лет, в течение которых писал разные романы. Карло Секи умер в тюрьме, а Роза лишилась рассудка и была отправлена в психиатрическую лечебницу, Нальди освободили в 1919 году.
Линду сыграла Катрин Денёв, которая в 1970-е гг. плотно сотрудничала с итальянскими режиссерами. Любопытно, что роли детей Линды исполнили Ким Росси Стюард и его сестра Лоретта, это стало их дебютной работой в кино.

Fatti di gente perbene

5. «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» (Indagine su un cittadino al di sopra, реж. Elio Petri, 1970)

Полицейского отдела убийств, которого все вежливо называют Дотторе (Gian Maria Volontè), назначают на высокую должность шефа политического сыска. Тем же утром во время свидания он убивает свою эксцентричную любовницу Агусту Терции (Florinda Bolkan).
Весь фильм снят флэшбэками, из которых мы узнаем, как развивались события.
Агуста имела странные сексуальные фантазии, во время которых изображала жертву преступлений. Игра зашла слишком далеко.
Дотторе, знающий все тонкости расследования убийства, умышленно оставляет следы, ведущие к истинному убийце, т.е. к нему, но полицейские как будто не замечают этого.
Самодовольный психопат, осознающий свое не соответствие новой должности, подбрасывает новые улики против себя, но всё напрасно. Единственный свидетель преступления анархист Антонио Паче (Sergio Tramonti) отказывается давать показания в силу своих политических убеждений. Тогда Дотторе решает признаться в убийстве. Дома, в ожидании ареста он засыпает, и ему снится сон, что его коллеги находятся алиби и оправдания его поступку, и заставляют подписать письмо о его невиновности. Дотторе просыпается, когда к нему заходят полицейские.
Кинолента получила премию «Оскар» в категориях «Лучший иностранный фильм» и «Лучший сценарий», завоевала Гран при Каннского фестиваля, статую «Давида Донателло» в категориях «Лучший фильм» и «Лучший главный актер».

Indagine su un cittadino al di sopra

6. «Мими-металлист, уязвленный в своей чести» (Mimì metallurgico ferito nell'onore, реж. Lina Wertmüller, 1972)

Кармело Мардокьо, по прозвищу Мими (Giancarlo Giannini), увлечен коммунистическими идеями и нетерпим к мафии, которая хозяйничает на родной сицилийской земле. На выборах мэра Катании он голосует за кандидата от коммунистической партии вместо представителя мафия, и за это Мими увольняют с работы. Он решает испытать удачу в Турине, оставив дома свою молодую жену Розалию (Agostina Belli). В пьемонтской столице Мими устраивается чернорабочим на стройку, где заправляет мафия. Вскоре он попадает в не очень приятную ситуацию, и чтобы спастись прикрывается знакомством с мафиозными боссами. В это же время он встречает красивую и решительную Фьоре (Mariangela Melato), которая придерживается таких же взглядов. Молодых людей связывает страстная любовь, у них даже рождается ребенок. Но с самого начала Фьоре поставила условие: никаких отношений с другими женщинами, включая законную жену.
В тот день, когда они отмечали рождение ребенка, Мими становится свидетелем мафиозной перестрелки, но отказывается выступать в роли свидетеля, соблюдая обет молчания. В качестве благодарности от мафии Мими получает перевод в родную Катанию, куда переезжает вместе с Фьоре и сыном.
С этого момента у Мими начинается двойная жизнь.

Мими-металлист, уязвленный в своей чести

7. «Конформист» (Il conformista, реж. Bernardo Bertolucci, 1970)

1938 год. Рим. Марчелло Клеричи (Jean-Louis Trintignant) – фашистский шпион и доцент философии. Он собирается жениться на Джулии (Stefania Sandrelli), молодой и беззаботной девушке из буржуазной семьи. В это время ему поручают деликатное задание: убить профессора Луку Куадри, который был университетским преподавателем Марчелло и диссидентом, скрывающимся от итальянской полиции во Франции.
Мужчина решает совместить свадебное путешествие с работой, но перед свадьбой он исповедуется, рассказывая священнику о том, что в детстве его пытался изнасиловать водитель, и он убил его, защищаясь.
Приехав в Париж, Марчелло приходит в дом профессора, он остается сраженным красотой его жены Анны (Dominique Sanda) и влюбляется в нее с первого взгляда. Но женщина отвергает его ухаживания, кажется, что она больше очарована Джулией.
Во время путешествия в горах Савойи, Марчелло с агентами совершает убийство профессора, так как Анна в последний момент решает сопровождать мужа, ее также ждет печальный конец.
В 1943 году после падения фашизма Марчелло отправляется посмотреть на крушение диктатуры, и случайно встречает водителя, который пытался его изнасиловать.

Il conformistaa

8. «Христос остановился в Эболи» (Cristo si e’ fermato a Eboli, реж. Francesco Rosi, 1979)

В 1935 году писателя Карла Леви (Gian Maria Volonte’) отправили в политическую ссылку в забытую богом Луканию, в маленькую деревушку Альяно, затерявшуюся в горах. Здесь крестьяне живут в убогих лачугах, с трудом сводя концы с концами. Безграмотные, грязные, верующие в суеверия и не доверяющие чужакам. Карло Леви с первых дней стал интересоваться жизнью крестьян, их обычаями и привычками, и вскоре завоевал их доверие и уважение. В Альяно Карло пригодилось его медицинское образование, несмотря на то, что у него не было врачебной практики, он стал лечить людей. Монотонные дни скрашивал Барон – дворняжка, которую Леви подобрал на железнодорожной станции.
Получив амнистию, Карло покидает Альяно, его приходят провожать практически все жители деревни.
Фильм снят по автобиографической книге, написанной в 1943-44 гг. В названии фигурирует город Эболи, расположенный на побережье Кампании, сюда прибывает поезд, а затем дорога ведет вглубь материка, туда, где никогда не бывал Христос, где люди живут по другим правилам.

Cristo si e’ fermato a Eboli

9. «Амаркорд» (Amarcord, реж. Federico Fellini, 1974)

Фильм сложен из разных сюжетов, которые подобно кружеву сплетаются в рассказ о провинциальной жизни Римини в 1930-е гг., в период фашизма. В центре повествования – семья Бьонди, хаотичная и немного абсурдная. Старший сын Титта (Bruno Zanin) – резвый подросток, проводящий дни со своими школьными друзьями, которые придумывают шуточки и бездельничают, предаваясь сексуальным мечтам. Их интерес подогревают красотка Градиска и необъятных размеров Вольпина. Но ядром притяжения становится роскошный Grand Hotel, в котором останавливаются иностранные туристы, звучит музыка и пары кружат в танце.
Название киноленты является универбацией фразы на романьольском диалекте «a m'arcord», т.е. «я помню», что подтверждает автобиографические моменты. Феллини вспоминает родной город и своё детство.
Фильм получил премию «Оскар» и «Давида ди Донателло» в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура».

Amarcord

10. «Мы так любили друг друга» (C’eravamo tanto amati, Ettore Scola, 1974)

Джанни (Vittorio Gassman), Антонио (Nino Manfredi) и Никола (Stefano Satta Flores) вместе воевали в заснеженных горах в ходе второй мировой войны. Они пронесли свою дружбу до конца военных действий, но потом жизнь развела их в разные стороны. Никола вернулся в родной город на юге Италии, где стал преподавателем, женился, завел сына, но сохранил свою страсть к итальянскому кинематографу. Антонио стал работать санитаром в римском госпитале, а Джанни отправился в Павию, чтобы завершить учебу на юридическом факультете.
Однажды в больнице Антонио знакомится с очаровательной Лучаной (Stefania Sandrelli) – начинающей актрисой из Фриули. Он сразу влюбляется в нее, и через некоторое время они начинают встречаться.
Джанни, оказавшись в Риме, случайно пересекается с Антонио, тот знакомит его с Лучаной, и между другом и любимой женщиной вспыхивает взаимное чувство.
Антонио тяжело переживает расставание с Лучаной.
Тем временем Джанни устраивается на работу к беспринципному богачу Ромоло Катеначчи, который занимается строительством. Воспользовавшись случаем, Джанни женится на милой, но абсолютно необразованной дочери Ромоло Элиде, предав, таким образом, не только Лучану, но и свои политические взгляды и убеждения.
Николо оставляет семью и переезжает в Рим, чтобы следовать своим идеалам. Здесь он встречает Антонио и позже Лучану.
Фильм стал кульминационной работой Этторе Скола, поставив его в один ряд с великими итальянскими режиссерами. Кинолента охватывает 30-летний период, начиная с военных времен и заканчивая 1970-ми гг. По ходу повествования черно-белая история становится цветной. В ней органично переплетаются другие фильмы, а актерами второго плана становятся Федерико Феллини, Витторио Де Сика, Марчелло Мастрояни. Вместе с героями мы становимся участниками съемок знаменитой сцены купания в фонтане Треви в «Сладкой жизни».

Мы так любили друг друга