Фильмы, действие которых происходит в Неаполе

Главная - Италия - Итальянское кино

Неаполь множество раз становился местом кинодействия, на его улицах разворачивались сцены криминальных разборок, герои фильмов влюблялись, ссорились и мирились. В кадрах мелькали центральные площади, узкие улицы, роскошные церкви и нищие периферийные кварталы Неаполя. Можно было бы перечислить сто и даже больше фильмов, действие которых происходило в Неаполе, но мы выбрали 20 кинолент, которые лучше всего передают атмосферу этого южноитальянского города.

1. «Вчера, сегодня, завтра» (Ieri, oggi, domani, Vittorio de Sica, 1963)

Пальма первенства достается бессмертной классике с гениальными актерами в главных ролях. Фильм «Вчера, сегодня, завтра» состоит из трех эпизодов, один из них разворачивается на улицах Неаполя.
Красавица Аделина (Sophia Loren) продает контрабандные сигареты и, чтобы не попасть в тюрьму за долги, вынуждена постоянно беременеть. Ее муж Кармине (Marcello Mastroianni) – обаятельный бездельник, не способный к решительным действиям. Гениальная кино-пара погружает нас в шумный и колоритный Неаполь 60-х годов.
Большинство сцен снимались в районе Санита и Каподимонте.
Живописная улица, которая поднимается резким поворотами и где живут главные герои, называется Salita Cinesi, она находится в районе Санита.
Лестница, на которой Аделина-Софи Лорен, продавала сигареты - Gradini Giuseppe Piazzi.
Несколько сцен проходит на симпатичной площади San Severo a Capodimonte.

Вчера, сегодня, завтра

2. «Я из Неаполя» (Song ’e Napule, Marco Manetti, Antonio Manetti, 2013)

Пако Стилло (Alessandro Roja) – дипломированный пианист, но найти работу по специальность практически нереально, поэтому его по большому блату устраивают в полицейский участок. Талант парня не находит там применения, пока не подворачивается крутой случай – спецоперация по взятию важного мафиозного босса. Пако нужно внедриться в музыкальную группу Лолло Лав (Giampaolo Morelli) , которая будет выступать на свадьбе дочери босса. Все бы было легко, но Пако влюбляется в Марианну (Serena Rossi), сестру Лолло.
Фильм гарантирует обилие музыки, веселые повороты сюжета и захватывающие виды Неаполя.

Песни и Неаполь

3. «Любовь и криминал» (Ammore e malavita, Marco Manetti, Antonio Manetti, 2017)

Неаполь неразрывно связан с музыкой, поэтому и рассказывать о нем нужно песнями. Так решили создатели фильма «Любовь и криминал».
Босс каморы Дон Винченцо Строццалоне (Carlo Buccirosso), по прозвищу «король рыбы», устал от тяжелой и нервной криминальной жизни, он хочет провести остаток дней спокойно со своей любимой женой Донной Марией (Claudia Gerini). Поэтому решает инсценировать свою смерть, планами он делится с доверенными людьми – Чиро (Giampaolo Morelli) и Розарио (Raiz).
Молодая медсестра Фатима (Serena Rossi) оказывается в неправильном месте в неправильное время, и «король рыбы» приказывает ее убить. Но случайно выясняется, что Чиро является первой и единственной любовью Фатимы. Молодые до сих пор любят друга и готовы рисковать жизнями, чтобы быть вместе.
Музыкальный фильм снят в виде пародии и гротеска. Все сцены проходят на фоне великолепных пейзажей Неаполя.

Любовь и криминал

4. «Слишком неаполитанец» (Troppo napoletano, Gianluca Ansanelli , 2016).

Из фильма мы узнаем, что существуют настоящие неаполитанцы и просто неаполитанцы. Первые живут в историческом центре, вторые сселяться в престижных районах, типа Вомеро. Но случается так, что их жизни пересекаются.
Очаровательная Дебора (Serena Rossi) после смерти мужа волнуется за сына Чиро (Gennaro Guazzo), который растет слишком закомплексованным и зажатым. Молодая женщина обращается к застенчивому психологу Томмазо (Luigi Esposito). Дебора – настоящая неаполитанка, бойка, за словом в карман не полезет и любительница неомелодичной музыки, Томмазо является полной ее противоположностью. А толстячок Чиро мечтает об однокласснице Людовике, девочки из Вомеро.
Неаполь в фильме становится полноценным героем, вместе с актерами мы гуляем по улицам старого города, спускаемся в крипту с черепами церкви Санта Мария-делле-Аниме-дель-Пургаторио-ад-Арко (Via Tribunali 39), любуемся закатами на набережной.

Слишком неаполитанец

5. «Охота за сокровищами» (Caccia al tesoro, Carlo Vanzina, 2017).

Доменико Греко (Vicenzo Salemme) – актер-неудачник, привыкший к пустому залу во время спектакля. Он живет у жены погибшего брата Розетты (Serena Rossi) и ее матери. Сын Розетты серьезно болен и ему нужна дорогостоящая операция, но денег взять не откуда. В этом случае можно надеяться только на чудо, и оно происходит – во время молитвы Розетта и Доменико слышат голос святого Яннурия, который подбадривает их украсть сокровища из церковного музея.
В фильм происходит забавная нестыковка – на самом деле сокровища святого Яннурия хранятся в Кафедральном соборе, но, наверно, договориться о съемках не получилось, поэтому действие происходит в великолепной церкви Сан-Паоло-Маджоре.
Дом с великолепной террасой, где живут Доменико и Розетта, находится на Via Toledo 424, на углу с Via Pellegrini.

Охота за сокровищами

6. «Такие дети» (Certi bambini, Andrea Frazzi, Antonio Frazzi, 2004)

Паренек Розарио (Gianluca Di Gennaro) вырос в криминальном квартале Неаполя, но, несмотря на совершаемые преступления, он имеет доброе сердце – заботиться о больной бабушке, посещает церковь. Однако его судьба и будущее предопределены.
Серьезный и страшный Неаполь, показывающий темную сторону города.
«Такие дети» стал дебютным фильм для молодого актера Джанлуки ди Дженнаро.
Самым узнаваемым местом стал квартал небоскребов Чентро Диреционале (Centro Direzionale). Именно там Розарио выполнил «убийственный» заказ и остался играть в футбол с другими мальчишками. Квартал построили в 1995 году по проекту японского архитектора Кензо Танге, и он стал первым подобным кластером в южной Европе. Чентро Диреционале ни раз становился местом съемок, он появлялся в фильмах «Perez», «La Tenerezza» и другие.
Другие места из киноленты «Такие дети» - Corso Arnaldo Lucci, пляж Корольо.

Такие дети

7. «Гоморра» (Gomorra, Matteo Garonne, 2008)

Без этого фильма представление о Неаполе было бы не полным. Действие киноленты переносит нас в переферийный район Скампия и делает свидетелями криминальных разборок между кланами каморры. Мы узнаем о жизни обитателей печально известного дома-паруса и знакомимся с его архитектурными особенностями.

Гоморра

8. «Золото Скампии» ( L'oro di Scampia, Marco Pontecorvo, 2013)

Если Роберто Савьяно и Маттео Гаронне показывают «темную сторону» Неаполя в целом, и Скампии в частности, то Марко Понтекорво фокусируется на положительных моментов, также основанных на реальных событиях.
Тони Капуано (протопит Пино Маддалони) (Gianluca Di Gennaro) – простой парень из Скампии, под руководством своего отца он занимается дзюдо вместе со своими друзьями. Его папа Джованни (протопит Энцо) (Giuseppe Fiorello) управляет маленьким спортивным залом и противостоит местным криминальным элементам. Он пытается направить ребят на правильный путь, вытащив из преступных сетей, опутывающих квартал. Тони показывает хорошие результаты в спорте и имеет большое будущее. Это видит не только его отец, но и профессиональные тренеры. Ему предоставляют лучшие спортзалы Неаполя для тренировок, но после тяжелого периода он возвращается в родную Скампию. В финале фильма показывают триумфальную сцену, во время которой Тони выигрывает золотую медаль на Олимпиаде в Сиднее.
География киноленты охватывает Скампию, но это взгляд на квартал с другой стороны.

Золото Скампии

9. «Неаполь под вуалью» (Napoli velata, Ferzan Özpetek, 2017)

Неаполь – мистический город, полный таинственного очарования и неразгаданных секретов, он прикрыт легкой вуалью, которую не каждому дано приподнять.
Ферзан Озпетек виртуозно умеет ухватить душу города, его характер и атмосферу.
В фильме «Неаполь под вуалью» показаны самые красивые места города. Действие разворачивается в основном в историческом центре и квартале Кьяйя, мы заглядываем в капеллу Сан Северо, где хранится знаменитый «Христос под вуалью», вместе с Адрианой (Giovanna Mezzogiorno) ожидаем любовника Андрей (Alessandro Borghi) в «Секретном кабинете» Национального Археологического музея, любуемся витой лестницей в палаццо Маннайуоло и Аптекой Неизлечимых, пересекаем площадь Джезу, спускаемся в метро Toledo, восхищаемся панорамой, открывающейся от чертозы Сан Мартино.

Неаполь под вуалью

10. «Золото Неаполя» (L’oro di Napoli, Vittorio De Sica, 1954)

Фильм «Золото Неаполя» является классикой итальянского кинематографа. Он состоит из 6 эпизодов, рассказывающих о жизни неаполитанцев 1950-х гг.
Первая часть переносит нас на зигзагообразную улицу Salita dei Cinesi, по которой мы уже ходили с героями «Вчера, сегодня, завтра». Дон Саверио Петрилло (Toto') трудится «паццарьелло», это древняя неаполитанская профессия не существует в наши дни, она умерла в середине XX века. Паццарьелло веселил на улице людей, рассказывал смешные истории, зазывал в магазины и боттеги. Все было отлично, но, когда у гуаппо, т.е. «крыши» района Санита, Дона Кармине, умерла жена, тот взял в привычку приходить на обед к Петрилло и третировать его семью. Но однажды паццарьелло решил дать отпор.
Второй эпизод посвящен пиццерии, которой управляют София (Sophia Loren) и ее муж Розарио. Заведение находится в районе Матердей, в наши дни черно-белые фотографии на стенах напоминают о фильме, который снимался в этих стенах.
Печальная третья часть рассказывает о похоронах младенца и процессии, организованной «безутешной» матерью, которая проходит по самым живописным местам Неаполя, включая набережную с видом на залив.

Золото Неаполя

11. «В Неаполе никогда не бывает дождей» (A Napoli non piove mai, Sergio Assisi, 2015)

Великовозрастный балбес Барнаба (Sergio Assisi) страдает синдромом Питер Пена, его бросила девушка, потому что он не способен на самостоятельные решения и живет «под крылом» мамы. Застенчивый Якопо (Ernesto Lama) бесконечно страдает, потому что его невеста сбежала из-под алтаря, душевные муки толкают его на самоубийство.
Однажды в их жизни появляется Соня (Valentina Corti), приехавшая из Милана, чтобы заняться реставрационными работами в церкви Неаполя. Но молодая девушка подвержена синдрому Стендаля, т.е. падает в обморок, как только концентрация художественных ценностей зашкаливает, плюс к этому она имеет ужасно неприличную фамилию, которую стыдно произнести вслух. Естественно, что чудаки находят друг друга, понимают, сопереживают, помогают и влюбляются.
Соня реставрировала церковь Сант-Антонио-а-Позиллипо, а также герои совершали многочисленные беззаботные прогулки по Неаполю, среди мест которые они посетили, самыми известными были площадь Мартири в Кьяйе и площадь Джезу.

В Неаполе никогда не бывает дождей

12. «Бастарды Пиццофальконе» (I bastardi di Pizzofalcone, Carlo Carlei, 2017)

Сериал посвящен жизни полицейского участка в Пиццофальконе, но его можно назвать и гимном Неаполю, потому что в каждой серии город открывается в своей красе, делясь секретами и неожиданными местами. Криминальная киноэпопея стала своеобразным гидом по Неаполю.
Итак, полицейский участок находится на холме Пиццофальконе в военном государственном архиве на via Egiziaca a Pizzofalcone, который располагается в историческом палаццо Карафа.
Инспектор Лойяконо (Alessandro Gassman) живет на площади Grande Archivio, его жилье в принципе ничем не примечательно, в отличие от шикарной квартиры государственного обвинителя Лауры Пирас (Carolina Crescentini). О такой жилплощади можно только мечтать! Вилла Галлотти в Позиллипо с великолепным видом на море построена на скалистом берегу, к ней ведет вереница ступеней, создавая уединение и романтический настрой.
Летиция, подруга Лойяконо, работает в траттории, расположенной на Rampe San Giovanni Maggiore. Местом съемок стала действующая остерия La Chitarra.
Монах Фра Леонардо обитает в монастыре Сан Мартино, откуда открывает знаменитый вид на Неаполь.
Перечислить все места съемок представляет нереальным, назовем лишь некоторые из них – одно из самых красивых зданий – палаццо Спаньоло, церковь Сант-Эледжио, квартал небоскребов Чентро Диреционале, площадь Сан Доменико Маджоре, via San Gregorio Armeno и другие.

Бастарды Пиццофальконе

13. «Приезжай жить в Неаполь» (Vieni a vivere a Napoli, Guido Lombardi, Edoardo De Angelis, Francesco Prisco, 2016)

Три эпизода этого фильма объединяет один город – Неаполь. Действия киноленты разворачиваются на его улицах, которые населяют не только неаполитанцы, но и эмигранты из разных стран.
В первой части портьер Нино берет на себя заботу о китайском мальчике, чья мама постоянно работает.
Во второй истории бывшая телезвезда Люба попадает в криминальную историю, из которой выходит победительницей.
По воле случая индийский паренек Амила целый день сопровождает певицу Мириам по разным мероприятиям, но он понимает, что на самом деле девушку вынуждают работать без перерыва. «Кофейня», в которой работал Амила, находится на Piazza Enrico De Nicola недалеко от замка Капуано. Заключительную серенаду Мириам исполняла на площади Largo Ecce Homo.

Приезжай жить в Неаполь

14. «Брак по-итальянски» (Matrimonio all'italiana, Vittorio De Sica, 1964)

Доменико Сорьяно (Marcello Mastroianni) – богатый предприниматель, владелец кондитерской и волокита за каждой женской юбкой. Он связана крепкими, практически семейными отношениями с бывшей проституткой Филуменой Мартурано (Sophia Loren), с которой познакомился во время бомбардировок в ходе второй мировой войны.
Женщина двадцать лет живет в доме Доменико, она ведет хозяйство и играет роль жены «без обязательств», но гордой Филумене надоела двойственность ее положения, она решила претвориться смертельно больной, чтобы вынудить Доменико жениться на ней.
Роскошный палаццо, где живет семья Сорьяно (на самом деле палаццо Пандола), находится в историческом центре Неаполя, на piazza del Gesu Nuovo. С их балкона открывается великолепный вид на площадь.
Финальная сцена разворачивается на периферии города. Бар, где Доменико ждет Филумену, был расположен на via Piave. Оригинальная церковь, возвышающаяся на пригорке, называется Спирито Санто Ностра Синьора Ди Фатима. В наши дни эта зона претерпела серьезные изменения.
Кондитерская Сорьяно расположена на via Vittorio Emanuele III.
Также в фильме мелькают разнообразные виды Неаполя, можно заметить, например, площадь Плебишито, открытую для автомобильного движения.

Брак по-итальянски

15. «Темная любовь» (L'amore buio, Antonio Capuano, 2010)

После жаркого и ленивого дня, четверо парней пустились развлекаться, и поздно вечером изнасиловали молодую девушку Ирене (Irene De Angeli). Чиро (Gabriele Agrio), один из друзей, на следующий день пошел в полицию и заявил на себя и своих компаньонов. Всех приговорили к двум годам лишения свободы. Ирене и Чиро принадлежат к двум полярным мирам – девушка из богатой семьи и благополучного района и бедный парень из рабочего квартала. Их жизни развиваются параллельно. Ирене впадает в депрессию, родители и жених всеми силами помогают обрести ей утраченное спокойствие. Чиро мучается в тюрьме и начинается писать Ирене письма. Оказывает, что у него талант к эпистолярному жанру и девушка начинается отвечать ему.
Действия фильма разворачиваются на острове Низида, где находится тюрьма для несовершеннолетних, и на улицах Неаполя.
Ирене понимает, что совсем не знает родной город и совершает прогулку по историческому центру, проходит по via dei Tribunali, заглядывает в церковь Пио Монте-делле-Мизерикордия, где любуется работой Караваджо, кстати, делает она это бесплатно, а всем остальным придется заплатить за билет, посещает мастерские по изготовлению фигурок для вертепов, в общем, проходит типичный маршрут туриста, приехавшего в Неаполь на один день. В финальной сцене Ирене встречает Чиро на выходе из тюрьмы в квартале Чентро Диреционале.

Темная любовь

16. «Надоедливая любовь» (L'amore molesto, Mario Martone, 1995)

Неаполитанка Делия (Anna Bonaiuto) работает иллюстратором в Болонье. Когда ее мать (Angela Luce / Licia Maglietta) погибает при загадочных обстоятельствах, она возвращается в родной город, где встречается с близкими родственниками и людьми из своего детства. Воспоминания и призраки прошлого все плотнее окружают Делию, шаг за шагом она погружается в давно минувшие дни, вместе с тем, она узнает свою мать лучше и начинает ее понимать.
Неаполь середины 90-х сильно отличается от современного, но в фильме город должен усиливать психологический накал сюжета.
Похороны матери Делии проходят в церкви Санта Мария-дельи-Анджели-алле-Кроче на via della Veterinaria.
Насквозь промокшая Делия в красном платье прибегает в галерею Ванвителли в Вомеро. А район, где она жила в детстве находится на восточной периферии Неаполя. Он называет Луццатти.
Женщина приезжает на станцию Gianturco, идет по Via Brin, по Via Beato Leonardo Murialdo. Старик предупреждает Делию, чтобы она не ходила здесь одна, район, мол, опасный. Таким же он выглядит и в наши дни.

Надоедливая любовь

17. «Каморрист» (Il camorrista, Giuseppe Tornatore, 1986)

Дебютный фильм Джузеппе Торнаторе рассказывает историю одного из самых известных преступников Раффаэле Кутоло. Расчетливый каморрист, по прозвищу Профессор, из тюрьмы Поджореале создал преступную организацию, которая боролась за власть со старой мафией. Раффаэле активно помогала его сестра Розетта и преданные люди.
Реальная история разворачивается в Неаполе и его пригороде Оттавиано, а также в тюрьме Поджореале, где Кутоло провел большую часть жизни. Но съемки фильма проходили в разных местах, о чем Торнаторе говорил в своем интервью.
От настоящей тюрьмы мы видим только входные ворота на Via Nuova Poggioreale 177B, все остальные сцены снимались в павильонах.
Церковь, куда приводят маленького Раффаэле, чтобы совершить убийство, находится в городке Рота в регионе Лацио, там же нашли замок, который Кутоло купил для себя и сестры. На самом деле они жили в палаццо Медичи в Оттавиано, который в 1991 году был конфискован и сейчас принадлежит городу.
Портовые сцены снимались в Чивитавеккья. Площадь, где Розетта встречалась с Чиро, находится в Непи (Витербо).
Тем не менее, в фильме мы видим замок Капуано в Неаполе, известное здание с лестницей на via Monteoliveto, Via Pasquale Scura, отходящей от via Toledo и другие места.

Каморрист

18. «Миллионеры» (Milionari, Alessandro Piva, 2014)

«Мы молоды, богаты и являемся королями Неаполя», - провозглашает Марчелло Кавани, по прозвищу Аленделон (Francesco Scianna). Он вместе со своим братом входит в один из криминальных кланов, распространение наркотиков и преступные разборки составляет большую часть их жизни. Розария (Valentina Lodovini), жена Марчелло, с самого начала поставила условия, что дом – это дом, а работа должна быть вне семьи. Она против криминала, но на многое готова закрыть глаза ради обеспеченной жизни. Но рано или поздно судьба закручивает гайки и приносит потери, поэтому Марчелло решил оставить преступное прошлое и сотрудничать с законом.
Фильм основан на реальных событиях, рассказывающих о клановой борьбе за сферы влияния.
Просматривая любую киноленту, нужно быть готовым совершить экскурсию в тюрьму. «Миллионеры» не стал исключением, некоторые сцены разворачиваются в тюрьме Секондильяно, вместе с этим фильм можно назвать одой портовому району и Неаполю, как морскому городу. Рождение сына Марчелло отмечает на пирсе Сан Виченцо, там же «забивают стрелку» с Доном Кармине и Пираньей. А вот свою яхту братья держат в Баколи. Также в фильме мы видим Via San Gregorio Armeno и некоторые улицы район Monterosa.

Миллионеры

19. «Если ты меня оставишь, это не имеет значения» (Se mi lasci non vale, Vincenzo Salemme, 2016)

Винченцо (Vincenzo Salemme) и Паоло (Paolo Calabresi) – мужчины в самом расцвете сил, но их бросили любимые женщины. Они страдают, мучаются, тоскуют и случайно встречаются друг с другом в одном баре. Вечер они заканчивают подо львами на Piazza dei Martiri, жалуясь на жизнь, подбадривая друг друга и запивая горе пивом. На следующий день новые друзья по несчастью решили избавиться от вещей своих экс-возлюбленных - Сары (Serena Autieri) и Федерики (Tosca D’Aquino), делают они это на Via Tito Angelini с красивым видом на залив и Везувий.
Паоло каждый день приходит к замку Яйца, чтобы наблюдать за пробежками Федерики и молча страдать. Но Винченцо приходит в голову просто гениальная вещь – влюбить Сару в Паоло, а Федерико в него, т.е. обменять бывших возлюбленных, а потом их бросить и пусть мучаются они! Естественно, план дал сбой, а комедия получилась приятной и романтичной.
Роскошная усадьба, где якобы живет вымышленный кавалер Людовизи (Carlo Giuffre), является виллой Марекьяро на Via Santo Strato 4.
Романтический ужин Паоло с Сарой проходит в пиццерии Palazzo Petrucci, расположенной на piazza S. Domenico Maggiore.
Забавная деталь, правда, не относящаяся к Неаполю. Актер-неудачник Альберто, играющий роль кавалера Людовизи, живет в пансионе в Поццуоли, который на самом деле является отелем Darsena. Нам довелось останавливаться в нем за год до съемок фильма. Кстати, упомянутого не работающего лифта там и в помине нет!

Se mi lasci non vale

20. «Какой прекрасный сюрприз» (Ma che bella sorpresa, Alessandro Genovesi, 2015)

Романтичный и сентиментальный миланец Гуидо (Claudio Bisio) преподает итальянский язык и литературу в неаполитанской школе. На велосипеде и в шлеме он лихо рассекает по историческому центру Неаполя - узким улицам via dei Tribunali, Vico Purgatorio ad Arco.
Но однажды его бросает невеста Анна, променяв на молодого бельгийца. Гуидо впадает в отчаяние, он плачет и тоскует. В этот момент за стеной вместе с ним переживает его пышногрудая соседка Джада (Valentina Lodovini), тайно влюбленная в него и подслушивающая все, что происходит в его квартире.
Но Джада и не подозревает, что скоро у нее появится опасная соперница – воображаемая идеальная женщина Сильвия (Chiara Baschetti).
Драма разворачивается в стенах и дворике живописного палаццо на via Purgatorio and Arco.
Гуидо преподает в Институте Елены Савойской на Largo San Marcellino 15, о чем указанно в титрах.
Гуидо ужинает с невидимой Сильвией в ресторане на Vico del Fico a Purgatorio рядом со статуей Пульчинеллы.
Романтичный поцелуй с Джадой происходит на маяке, на пирсе Сан Винченцо.

Какой прекрасный сюрприз