10 лучших итальянских фильмов 1980-х гг.

Главная - Италия - Итальянское кино

В 1980-е гг. итальянский кинематограф пребывал в кризисе. За это десятилетие сняли менее сотни фильмов, многие кинотеатры закрывались. Упадок случился на фоне роста популярности телевидения, телепрограммы предлагали порядка сорока фильмов в день, к тому же устроиться дома у экрана было экономичнее для итальянской семьи.
Феллини жаловался на недостаток денежных средств, выделяемых для съемок кинолент. Бертолуччи стал уделять внимание международному продакшену. Тавьяни продолжали снимать свои исторические киноэпопеи.
Вместе с тем в итальянском кинематографе появляются новые персонажи, среди которых Карло Вердоне, Массимо Троизи, Роберто Бениньи, Джузеппе Торнаторе.

1. «Красивый мешок» (Un sacco bello, Carlo Verdone, 1980)

Рим во время феррагосто безлюден и раскален. Энцо собирается со своим знакомым Серджио в Польшу искать любовных приключений. Он полон энтузиазма: рубашка расстегнута, цепь на груди, вата в джинсах. Но по дороге Серджио становится плохо и требуется неотложная операция. Энцо и не думает переживать за своего знакомого, ему нужно срочно найти нового попутчика.
Лео – застенчивый молодой человек, он собирается отмечать феррагосто со своей матерью в Ладисполи. Но в его жизнь случайно врывается испанская туристка Марисоль, которую Лео сопровождает по Риму, а затем приглашает к себе домой, устроив романтичный ужин на террасе. Но в самый неподходящий момент прибывает жених девушки.
Руджеро - хиппи, живущий в общине, где царит свобода любви и взглядов. На римском перекрестке он случайно встречает своего отца, и тот приглашает сына и его подружку на чашечку кофе, которая переросла в нравоучение и попытку убедить молодых вернуться к нормальной жизни.
Фильм стал дебютной работой Карло Вердоне, который выступил в роли режиссера, сценариста и актера, сыграв шесть персонажей. Кинолента получила премию Давида ди Донателло, была отмечена «Золотым глобусом» и «Серебряной лентой».

Красивый мешок

2. «Начну с трех» (Ricomincio da tre, Massimo Troisi, 1981)

Скромный и тихий неаполитанец Гаэтано (Massimo Troisi) устал от провинциальной жизни, от скучный прогулок с друзьями и особенно от Лелло Содано (Lello Arena), своего лучшего друга, с которым складываются достаточно конфликтные отношения.
Гаэтано решает поехать к своей тете во Флоренцию. Но привлекательная и эмоциональная женщина имеет любовника, которого скрывает от своей семьи. Поэтому молодой человек перебирается к Фрэнку, другу тети и проповеднику.
По дороге во Флоренцию Гаэтано знакомится с Мартой (Fiorenza Marchegiani), которая работает медсестрой в больнице для душевнобольных, а в свободное время пишет роман. Они начинается встречаться. Но вскоре во Флоренцию приезжает Лелло, он узнает, что в своем романе Марта описывает вещи, которые действительно с ней произошли, и одна глава посвящена измене. Лелло предупреждает об этом Гаэтано.
Фильм стал дебютной работой неаполитанского актера Массимо Троизи, которая принесла ему большой успех, известность и «Давида ди Донателло» за лучшую роль, второго «Давида ди Донателла» картина получила в категории «Лучший фильм». В сезоне 1980-81 «Начну с трех» стал абсолютным лидером по кассовым сборам.

Начну с трех

3. «Маркиз дель Грилло» (Il marchese del Grillo, Mario Monicelli, 1981)

Действия фильма происходят в начале XIX века.
Маркиз дель Грилло (Alberto Sordi) – знатный римский вельможа средних лет, обаятельный, любвеобильный, насмешливый и шутливый, он постоянно устраивает розыгрыши своим друзьям и близким, которые иногда заводят его в беду, иногда помогают выбраться из нее, но всегда разносятся по всему Риму. Маркиз дель Грилло служит в престижной охране папы Пия VII. Но он имеет пристрастие проводить свободное время в римских остериях для простого люда. Однажды он встречает пьянчугу-угольщика, который как две капли воды похож на него. И маркиз решается на самую оригинальную шутку: выдать измазанного углем бедняка за себя.
Фильм стал одним из самых важных в карьере Альберто Сорди, он был удостоен двух «Давидов ди Донателло» в категориях «Лучший сценарист» и «Лучший костюмер».
Любопытно, что прообразом маркиза дель Грилло стал реальный персонаж – Онофрио дель Грилло, который жил в Риме в конце XVIII века.

Маркиз дель Грилло

4. «Белый, красный и Вердоне» (Bianco, rosso e Verdone, Carlo Verdone, 1981)

Второй фильм Карло Вердоне представляет собой комедию в стиле «роуд муви». Три персонажа отправляются на выборы, по дороге с ними происходят различные приключения, встречи и напасти.
Паскуале живет в Мюнхене со своей женой, аппетитной и блондинистой немкой. Ему надо попасть в Матеру, но в пути его постоянно что-нибудь задерживает, то импульсивные покупки, то игра в футбол. Миммо – неуклюжий, наивный паренек, везет свою бабушку из Вероны в Рим. Фурио Дзоккано отправляется из Турина в Рим со своей женой и двумя сыновьями. Он занудный и пунктуальный, говорит без умолку и не дает супруге не сказать, не сделать ничего без его ведома.
Как и в первом фильме, Карло Вердоне исполнил три главные мужские роли.
В название киноленты используется игра слов, потому что «Вердоне» - это не только фамилия, но и зеленый цвет, что символизирует итальянский флаг и подчеркивается оттенками машин героев.

Белый, красный и Вердоне

5. «Трагедия смешного человека» (La tragedia di un uomo ridicolo, Bernardo Bertolucci, 1981)

Примо Спажари (Ugo Tognazzi) владеет небольшой фабрикой по производству сыра в Парме. Он имеет крестьянские корни, и всего достиг своим трудом. Его жена – элегантная француженка Барбара (Anouk Aimee). Однажды их 20-летнего сына Джованни похищают, и начинают требовать выкуп. Примо понимает, что ему придется продать сыроварню, которая и так находится в глубоком кризисе. В тяжелые дни ожидания Примо и Барбара встречают невесту Джованни Лауру (Laura Morante) и его друга Адельфо, которые работают на фабрике и хорошо осведомлены о похищении. Они сообщают Примо о смерти сына, но мужчина со своей женой продолжают собирать деньги, чтобы под видом выкупа спасти сыроварню. Следуя указаниям фальшивого письма, написанного Лаурой, Примо оставляет деньги в указанном месте.
Уго Тоньяцци получил премию за мужскую роль на Каннском фестивале и был награжден «Серебряной лентой». Молодая Лаура Моранте в роли Лауры совсем не похожа на себя нынешнюю.

Трагедия смешного человека

6. «Новый мир» (Il mondo nuovo, Ettore Scola, 1982)

1791 год. Знаменитый писатель и любитель женщин Ретиф де ла Бретонн (Jean-Louis Barrault) замечает карету, отправляющуюся глубокой ночью от королевского дворца. Он сделал всё возможное, чтобы присоединиться к знатным путешественникам, среди которых фрейлина королевы герцогиня Софи де ла Борде (Hanna Schygulla), королевский парикмахер-гей, революционно настроенный американец Томас Пейн, буржуа-реакционер, его жена. По дороге они встретили стареющего Джакомо Казанова (Marcello Mastroianni), который проделал часть пути вместе с ними.
Вскоре выяснилось, что карета пытается догнать другую, в которой королевская семья спасается бегством. Но всё напрасно, в ночь с 20 на 21 июня Людовик XVI и Мария-Антуанетта были арестованы в Варене.
Фильм снят по роману Катрин Ригуа «Ночь в Варене, или Для французов нет ничего невозможного». Кинолента получила три «Давида ди Донателло», среди которых премия за великолепные костюмы.

Il mondo nuovo

7. «Остаётся лишь плакать» (Non ci resta che piangere, Roberto Benigni, Massimo Troisi, 1984)

Марио (Massimo Troisi) и Саверио (Roberto Benigni) – два друга, первый работает сторожем в школе, а второй - учителем. Однажды, возвращаясь домой, они свернули на проселочную дорогу и внезапно попали в грозу. Промокшие насквозь, они попросили ночевать в затерянную гостиницу. Проснувшись на следующее утро, Марио и Саверио обнаружили, что попали в XV век. Сначала они решили, что это чья-то ужасная шутка, но вскоре поняли, что их окружает реальный мир, им придется писать письмо Джироламо Савонарола с просьбой об освобождении Вителлоццо, у которого они жили. Друзья отправятся в Испанию, чтобы присоединиться к Христофору Колумбо, и отговорить его от поездки в Индию, и, соответственно, помешать открытию Америки, потому что американский парень бросил сестру Саверио.
Комедия с двумя блестящими актерами стала самым кассовым фильмом сезона 1984-85, а со временем приобрела славу культовой киноленты.

Остаётся лишь плакать

8. «Во всем виноват рай» (Tutta colpa del paradiso, Francesco Nuti, 1985)

Ромео (Francesco Nuti) только что вышел из тюрьмы, где провел пять лет за вооруженное ограбление. За это время на месте его дома вырос квартал с многоэтажками, а бывшая жена-иностранка вернулась в свою родную страну, сдав сына Лоренцо в детский дом. Ромео решил обязательно найти мальчика. Он узнал, что его усыновила семья, которая живет в горах Валле д'Аосты. Собрав скромные пожитки, Ромео отправился в путь. Первым делом он подружился с новыми родителями своего сына – Челесте (Ornella Muti) и Сандро (Roberto Alpi), которые владели симпатичным отелем под названием «Рай». Сандро занимался наблюдениями за животными и пребывал в поисках редкого белого горного козла, которого никак не удавалось увидеть.
Между ними и Ромео завязались дружеские и близкие отношения, даже, когда случайно Челесте и Сандро узнали, что мужчина приходится биологическим отцом их приемного сына, они сохранили спокойствие. Ромео, видя гармонию и любовь в новой семье Лоренцо, решил уйти, не раскрыв себя, но перед этим он увидел мифического белого козла.

Во всем виноват рай

9. «Новый кинотеатр «Парадизо» (Nuovo cinema Paradiso, Giuseppe Tornatore, 1989)

Сальваторе Ди Вита покинул свой родной сицилийский городок 30 лет назад, за все эти годы он ни разу не вернулся домой. Он стал известным и признанным режиссером. Внезапный звонок его матери и сообщение о смерти Альфредо перенесли Сальваторе в далекое прошлое, когда он маленьким мальчиком в голодные послевоенные годы был увлечен кинематографом, смотрел все фильмы и не отходил от киномеханика Альфредо. Мужчина заменил ему погибшего на войне отца, стал другом и наставником. Альфредо научил маленького сорванца заправлять пленку в громоздкий проектор, дав основы профессии. В те годы существовала цензура, и киномеханику был вынужден вырезать сцены с поцелуями.
Однажды в кинорубке случился пожар, Сальваторе спал Альфредо жизнь, но мужчина лишился зрения. Мальчику пришлось применять свои знания на практике, показывая кино для жителей города самостоятельно.
Когда Сальваторе повзрослел, он влюбился в Элену, дочь директора банка. Девушка ответила ему взаимностью, но ее родители были настроены против.
На вокзале, когда Сальваторе покидал родной город, Альфредо шепнул ему, чтобы он никогда не возвращался.
Сальваторе вернулся, чтобы проводить Альфредо в последний путь, а также встретиться со своим прошлым и людьми из детства. С собой он забрал последний подарок – старую пленку. Вернувшись в Рим, Сальваторе заправил пленку в проектор, и на большом экране стали сменять друг друга вырезанные сцены с поцелуями.
«Новый кинотеатр «Парадизо» - один из самых лучших итальянских фильмов, получивший множество премий, в том числе «Оскар» и «Гран При» Каннского фестиваля.
Несколько любопытных фактов:
- В финальной сцене появляется Джузеппе Торнаторе в роли киномеханика.
- Прототипом Альфредо стал фотограф и киномеханик Миммо Пинтакуда, который был наставником Торнаторе.
- Действия фильма происходят в вымышленном городе Джанкальдо, съемки осуществлялись в Багерии, Чефалу, Палаццо Адриано и других местах.

Новый кинотеатр «Парадизо»

10. «Легенда о святом пропойце» (La leggenda del santo bevitore, Ermanno Olmi, 1989)

Под мостом реки Сены ночует бездомный бродяга Андреас Картак (Rutger Hauer), бывший шахтер, потерявший работу. Однажды незнакомец дает ему 200 франков, чтобы помочь улучшить его положение. Андреас обещает вернуть долг, но синьор просит занести деньги святой Терезы в одноименную церковь.
Благодаря дару судьбы бродяга начинает новую жизнь, но всегда возвращается к бутылке вина. Ежедневно Андреаса встречает разных персонажей из прошлой жизни – товарища-шахтера; бывшего одноклассника, ставшего известным боксером; жену друга, с которой у него был роман, а также знакомиться с новыми людьми. Череда встреч мешает ему вернуть долг святой Терезе. Когда Андреас наконец-то оказывается у цели, он внезапно умирает на пороге церкви, зажимая в руке 200 франков.
Фильм, снятый по одноименному роману Йозефа Рота, удосужился многочисленных премий, в числе которых «Золотой Лев» Каннского фестиваля, четыре статуэтки «Давид ди Донателло», две «Серебряные ленты» и три «Золотых хлопушки».

Легенда о святом пропойце