Кусково

Главная - Россия - Москва

Кусково, дворец

Кусково – одна из красивейших московских усадьб.
В первой половине XVI века боярин Василий Шереметев выменял одну из своих вотчин на тогда еще подмосковную деревню Кусково.
Строительство усадьбы и парка началось в 1750 г и продолжалось до 1780 г.
В планировке, архитектуре, парковом устройстве Кусково сказалось влияние великолепных ансамблей петербургских пригородов: Царского Села, Петергофа, Стрельны.
Главное место в усадьбе занимает дворец, стоящий на берегу Большого пруда. Одноэтажное деревянное и оштукатуренное здание построили в 1751 году, а в 1769-1777 гг. крепостные архитекторы Шереметьева перестроили его в формах раннего классицизма. К главному входу в здание ведут широкая лестница и пологие въездные пандусы, украшенные деревянными сфинксами на парапетах. Вся композиция дворца проста, благородна и рождает ощущение гармонии и уюта.
Внутренние помещения дома отличаются изяществом и богатством отделки.

Кусково, дворец

Кусково, дворец

Рядом с дворцом возвышается церковь Спаса Нерукотворного – первое каменное сооружение усадьбы, построенное в 1737-1739 гг. в стиле барокко.

Кусково, церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного

За церковью расположен одноэтажный Кухонный флигель.

Кусково, Кухонный флигель
Кухонный флигель

С дворцом тесно связан регулярный парк – редкой красоты памятник садово-паркового искусства. Его площадь 31 га, в конце XVIII в. он был одним из самых больших в России.

Кусково

Кусково

Кусково

Украшен он был декоративными скульптурами Венеры и Аполлона, фигурами, символизирующие страны света.
Самая высокая из парковых построек – Оранжерея. Она возведена в 1761-1762 гг. по проекту Ф.С. Аргунова. Оранжерея включает двухэтажную центральную часть с танцевальным залом и Зимний сад – две застекленные галереи с двухэтажными павильонами, где произрастали редкие и экзотические растения.

Кусково, Оранжерея
Оранжерея

На берегу маленького водоема, связанного с каналом Большим прудом, стоит двухэтажный Голландский домик, который предназначался для размещения собрания живописи голландских и фламандских художников.
Недалеко от Голландского домика расположен павильон Эрмитаж, который служил для уединенных встреч.
На второй этаж гостей доставляло специальное подъемное устройство, диковинкой был и подъемный стол на 16 столовых приборов.

Кусково, грот и Итальянский домик
Грот

Наиболее оригинальная постройка Кусковского парка – Грот. Он сооружен по проекту Ф.С. Аргунова в стиле барокко.
Интерьеры Грота изображают «подводное царство» - они отделаны туфом и морскими раковинами, цветным стеклом и перламутром, полы выложены цветными изразцами, мрамором и белым камнем.

Кусково, грот и Итальянский домик
Грот

Рядом находится Итальянский домик, возведенный в 1755 г Ю.И. Кологривовым. Он предназначался для размещения картин, скульптур и керамики итальянских мастеров.

Кусково, Итальянский домик
Итальянский домик

Усадьба Шереметьевых славилась крепостным театром, труппа которого насчитывала более 200 человек, в нее входила и выдающаяся актриса своего времени П.И. Ковалева-Жемчугова (женившись на ней, граф Н.П. Шереметьев вызвал множество пересудов в свете).
В усадьбе было три театра - Старый, Новый и уникальный Зеленый, или Воздушный театр. Его устроили в парке за Итальянским домиком.
Зрительный зал на 100 мест и сцена были сделаны из покрытых дерном земляных насыпей, их обрамляли подстриженные березы, голубые ели и кусты барбариса. Роль занавеса играл раздвижной щит с изображением березовой аллеи.
Усадьба Кусково«подмосковный Версаль» - пользовалась большой популярностью у московских дворян.
Кусковский театр, представления которого давались бесплатно, успешно конкурировал с театром в первопрестольной.
Здесь бывало очень многолюдно – иногда даже до 5 тысяч человек!
Однако процветание Кусково длилось недолго. Н.П. Шереметьев занялся устройством усадьбы в Останкино, и в 1800 г. перевел туда актеров.
После разорения Кусково французами усадьба пришла в упадок и запустение.
Хотя, владельцы усадьбы смогли сохранить основные сооружения и первоначальную планировку, что облегчило труд реставраторам в XX в.
В 1919 году усадьба получила Статус Государственного музея, а с 1938 г. была объединена с музеем керамики, единственным в России.
Сегодня это один из крупнейших в мире обладателей специализированной коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности.
В его фондах сосредоточено свыше 30000 произведений русского и зарубежного искусства: замечательные образцы итальянской майолики, венецианского, английского и русского стекла, мейсенского, севрского и восточного фарфора. Особой гордостью музея являются уникальные коллекции русского фарфора российских мануфактур, начиная с XVIII века.