Сиену называют средневековой жемчужиной и одним из самых очаровательных городов Италии. В 1995 году ее исторический центр был внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, но в туристическом плане Сиена находится в тени Флоренции.
Но с другой стороны их можно назвать полюсными городами Тосканы, отражающими дух разных эпох и настроений.
Древнее предание рассказывает, что Сиена была образована Сением, сыном Рема, легендарного основателя Рима. Сений спасался от преследования Ромула, убившего Рема, и нашел приют в этих краях. С тех пор римская волчица стала символом Сиены.
Живописные территории приглянулись этрускам, которые заложили здесь свой город. Позже его завоевали римляне, основав при императоре Октавиане Августе колонию Saena lulia.
Дорога, ведущая через Сиену в Рим, способствовала развитию коммерческих и торговых связей. В X веке город стал важным центром. В последующие столетия Сиена росла, строились новые здания, заключались выгодные альянсы. Город всегда находился в отличных отношениях с Папской областью, что хорошо сказывалось на экономической ситуации. Единственным препятствием, мешающим дальнейшему процветанию Сиены, был сильный сосед в лице вечной соперницы Флоренции.
В XII веке Тоскану разрывали разборки между гвельфами и гибеллинами. И Сиена тоже становилась театром военных действий и интриг.
XIII век принес максимальный пик культурного и экономического развития города.
Но в 1348 году разразилась страшная эпидемия чумы, которая скосила большую часть населения. От этого удара Сиенская Республика не смогла оправиться, начался ее медленный закат.
В 1472 году в Сиене был образован самый старый действующий банк Италии и мира – Banca Monte dei Paschi di Siena.
21 апреля 1555 года стал последний днем Сиенской Республики. Больше года Сиена держалась на осадном положении, но из-за голода была вынуждена сдаться Флоренции и войти в состав Тосканского герцогства.
В 1624 году в Сиене открылся Университет, который считается одним из старейших в Италии.
В 1737 году умер Жан Гастон де Медичи, он не оставил после себя наследников, и власть перешла к Габсбург-Лотаринскому дому.
1799-1800 гг. вошли в историю, как наполеоновский период.
В 1859 году Сиена вошла в состав объединенной Италии, став первым тосканским городом примкнувшим к молодому государству.
Большинство зданий и построек Сиены датируются XII-XIV вв. Дуччио, братья Лоренцетти и Симоне Мартини украсили улицы прекрасными архитектурными сооружениями. В XV веке, когда роль Сиена стала менее значимой, а экономическая ситуация ухудшилась, строительство сбавило обороты, новые здания практически не возводились, что сыграло современным туристам на руку – Сиена сохранила свой средневековый облик, сложенный из узких улиц, каменных домом и мрачных палаццо.
Город можно назвать музеем под открытым небом, где легко и увлекательно изучать историю по архитектурным элементам, значимым строениям и урбанистическому плану.
Центральной площадью Сиены является знаменитая пьяцца дель Кампо (piazza del Campo). Огромный веер расходится девятью сегментами, образуя ракушку характерной формы.
В одном из исторических документов 1169 года говорится, что площадь используется в качестве «поля для проведения Палио». Campo переводится с итальянского как «поле». До конца XIII века на площади устраивали ярмарки и праздники, шла буйная торговля, и ее внешний вид мало напоминал тот, что мы видим сейчас.
В 1287 году власть Правительства Девяти решила благоустроить Сиену, под план реконструкции попала и площадь, которую разбили на две части – piazza del Campo и piazza del Mercato. Возвели Городской дворец (Палаццо Коммунале), который стал резиденцией мэра, пристроили к нему башню. В 1346 году установили фонтан.
Правительство Сиены выпустило эстетически важный закон, согласно которому все фасады должны быть выполнены в едином стиле, иметь заданные промежутки и расстояния, сочетаться в архитектурном оформлении.
В тот период сложилась необычная форма площади, на которой сходились три главные улицы Сиены. Площадь разделена на девять секторов, в честь Правительства Девяти, и отделили друг от друга белыми полосами. Диаметр площади составил 333 метра.
В наше время на piazza del Campo проходит знаменитое сиенское Палио, т.е. скачки, в которых участвуют все кварталы (контрады) Сиены. Кстати, сама площадь является «нейтральной» территорией и не входит ни в одну из контрад.
Взгляд привлекает красный палаццо с высокой башней. Это городской дворец, возведенный в 1288-1309 гг., в котором заседало правительство Девяти.
Власть правительства Девяти длилась с 1287 по 1355 гг., несмотря на то, что его называли «хорошим правительством», этот период закончился экономическим кризисом.
Внутри палаццо обустроен городской музей, в котором собрана художественная коллекция местных творцов.
Башню, которая называется Torre del Mangia, пристроили в 1325 году. Она считается одной из самых высоких в Италии. Точнее занимает третье место и имеет высоту 88 метров. (См. «Самые высокие колокольни Италии»).
На самом деле башня является колокольней. Исторически сложилось так, что сиенский колокол называют mangia, от глагола mangiare, т.е. «есть». Потому что первый звонарь славился своей любовью к вкусной еде. И, несмотря на то, что он проработал недолго, название сохранилось до наших дней.
В 1798 году в Сиене произошло разрушительное землетрясение, но башня осталась невредимой.
В 1349 году на башню водрузили первый колокол, в 1666 году его заменили на новый, посвятив Деве Марии. Огромный колокол весит почти 7 тонн. Обычным способом он только тогда, когда начинается Палио, что является сигналом приближающихся скачек. В остальное время в колокол ударяет механический молоточек.
До 1425 году молоточек был металлический, а потом его заменили каменным, который сейчас хранится в Палаццо Комунале. Нынешний молоточек используют с 1780 года.
Пьяцца дель Кампо.
Не будем спешить уходить с площади, среди многочисленных баров, ресторанов и винотек, здесь находится еще некоторые достопримечательности.
У подножия башни стоит Мраморная часовня, возведенная в 1352 г. в знак благодарности Деве Марии от избавления от чумы, той, что уничтожила большую часть населения Сиены.
Привлекает внимание фонтан «Источник Радости», установленный в 1386 году. Он стал первым городским фонтаном Сиены. Его название происходит от эмоций, которые испытали жители. В 1409-19 г. фонтан украсили великолепными статуями и рельефами работы Якопо делла Куерча. Сейчас мы видим копии, выполненные в 1868 г. Тито Сарроки.
Фонтан "Источник Радости".
Пройдем по Via del Porrionee.
В квартале, который очерчивают Via del Porrionee и Via di Salicotto , в XVI веке располагалось еврейское гетто. Характерной особенностью являются узкие темные переулки, наклонные улицы и вереницы лестниц.
Сиена. Тоскана.
Сиена. Тоскана.
В1929 году в эру фашизма некоторые улицы были перепланированы, вследствие чего получилась смесь архитектурных противоположностей.
Войдем в гетто по Vicolo delle Scotte, которая представляет собой узкий и крутой спуск, вдоль которого стоят старые здания, соединенные арками и сводами. В доме № 14 располагается Синагога.
Продолжим маршрут по Via degli Archi (Улица Арок), направляясь к городскому саду по длинному и узкому переулку Vicolo della Fortuna (Переулок Удачи). Полюбуемся симпатичным видом на башню Манджа и сиенские крыши.
Далее преодолеем крутой Vicolo di Codaci, который приводит на Via di Salicotto – длинная улица, соединяющаяся с piazza del Campo, но мы пойдем в противоположную сторону.
На этой улице открываются панорамы на Сиену и зеленую долину.
Сейчас мы находимся в контраде Башня (Torre). На одной из маленьких площадей можно увидеть символ – слон с башней на спине.
Контрада Башня
Сиена разбита на 17 контрад, т.е. кварталов. В XIII веке их насчитывалось 23, каждая из них должна была обеспечивать продовольствием войска. В настоящее время контрады остались в качестве административных единиц, внутри которых отмечаются значимые события, например, ребенка, свадьбу или похороны. Каждая контрада имеет свой музей, символ, флаг, фонтан, церковь и площадь.
Выходим на Via Pagliaresi, ее название происходит от фамилии знатного семейства, проживающего здесь в XIV веке.
Vicolo degli Orefici.
Примерно по середине улицу пересекает тупиковый переулок Ювелиров (Vicolo degli Orefici). Он утопает в зелени и цветах, укрывает от солнца каменными арками и старыми домами, но самое интересное находится в конце переулка. Здесь сохранилась средневековая система трубопровода.
Средневековый трубопровод Сиены (на фото слева сверху).
Вернем из переулка на улицу Via Pagliaresi.
От улицы Via Pagliaresi повернем вправо на via Roma и дойдем до Римских ворот, строительство которых началось в 1327 году.
Рядом находится ограда бывшей психиатрической больницы, построенной в XIX веке на основании монастыря Святого Николая.
Бывшая психиатрическая больница и Римские ворота (слева).
Больница росла очень быстро, количество больных становилось все больше и больше, поэтому скорее появился настоящий «город сумасшедших» с улицами, ремесленными мастерскими, прачечными и тратториями. Трудотерапия была основополагающим фактором лечения. До сих пор сохранились старые вывески и указатели, поржавевшие от времени.
Бывшая психиатрическая больница.
Сад де' Печчи когда-то принадлежал больнице. Сейчас здесь находится огород и мини-зоопарк, в котором живет вечно голодный ослик. Он с удовольствием ест морковку и траву, поэтому захватите с собой угощение, если решите заглянуть в зоопарк.
Сад де'Печчи.
Покинем территорию бывшей психиатрической больницы и чуть вернемся по улице, по которой пришли до первого поворота налево (Via Val di Montone). Крутой подъем с лестницей приводит нас к базилике Сан Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви (Basilica di San Clemente in Santa Maria dei Servi).
Базилика Сан Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви.
Сервиты, т.е. монахи ордена служителей Девы Марии появились в Сиене около 1250 года. Сначала они селились на окраинах, за городскими стенами, но храм возвели внутри стен на месте нынешней церкви Сан Клементе. Постройка базилики длилась три века, в результате получился архитектурный микс из разных стилей. Внутри сохранились фрески XIV века и художественные полотна XIII-XIV вв.
От церкви начинается via del Sole (Солнечная улица), которая спускается вниз. Она приводит ко второму входу в сад де' Печи, но мы пройдем дальше, преодолев небольшой подъем и выйдем на Рыночную площадь (Piazza del Mercato).
Вид на базилику Сан Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви от Рыночной площади.
От площади нас ждет крутой подъем по Via del Casato, которая является одной из главных улиц древней Сиены. Она делится на две части – Sotto (нижняя) и Sopra (верхняя),
в месте деления улица сворачивает налево. Вокруг расположены типичные средневековые дома.
Сиена. Италия.
В переулке Vicolo dei Percennesi можно найти характерные для гибеллинов зубцы в виде ласточкиных хвостов, украшающие стены. Это единственное место в Сиене.
Via Casato di Sopra выводит на via P. A. Mattioli.
На перекрестке можно увидеть фонтан контрады Черепаха. За время нашего маршрута мы прошли через несколько контрад. Но наблюдательный путешественник заметит, что в каждая контрада отличается фонарями и маленькими табличками на стенах домов.
Справа по улице находится Сиенская Пинакотека.
А слева - церковь Святого Августина (Prato di Sant'Agostino) на одноименном лугу. Когда-то луг назывался «Дорога плюща» (Via della Lellera),
так как все здания были обвиты плющом – “леллера» на местном диалекте. Луг Святого Августина – площадь, засаженная деревьями, которая выходит на долину Вальдимонтоне.
В церкови Святого Августина хранятся ценные художественные работы, среди которых фрески Амброджио Лоренцетти, Франческо ди Джиорджио Мартини и один из самых старых органов Сиены.
Вернемся по Via P. A. Mattioli, перед Пинакотекой свернем налево, via Castelvecchi приведет на via Stalloreggi, здесь налево.
Пройдем по длинной Via del Fosso di Sant'Ansano.
Сиена. Италия.
Канава Святого Ансана, так переводится название улицы с итальянского. Согласно легенде святой покровитель Сиены Ансан спасся здесь от мученичества. Святого приговорили к смерти и должны были сварить в кипящем масле, но он вышел невредимым из котла. Язычники на этом не остановились и обезглавили святого Ансана. Из земли, куда упала его голова, забил источник со святой водой.
Отсюда мы уже видим колокольню Кафедрального собора, к которому и направляемся. Piazzetta della Selva, лестница вверх Vicolo di San Girolamo, направо Via dei Fusari и выходим на площадь Piazza del Duomo.
На площади Дуомо сразу привлекает внимание Кафедральный собор.
Кафедральный собор Сиены.
Он был возведен в XII в., хотя вполне возможно, что церковь на этом месте существовала и раньше. В 1313 году пристроили колокольню высотой 77 метров. Чуть позже собор расширили.
Фасад Кафедрального собора покрыт белым мрамором с декоративными элементами, выполненными из красного и зеленого мрамора по проекту Джованни Пизано в романо-готическом стиле.
Сейчас собор является музеем, который поражает богатством и великолепием.
Не будем останавливаться на каждом шедевре, их слишком много, отметим лишь некоторые.
Кафедральный собор Сиены.
В левом нефе в алтаре Пикколомини находятся работы молодого Микеланджело: Святой Петр и Святой Пий – слева, Святой Павел и Святой Григорий Великий – справа. Микеланджело в это время стал получать более важные заказы, поэтому алтарь остался незаконченным.
В правом нефе в капелле Сан Джованни Батиста – скульптура Святого Иона Батиста работы Донателло. Капелла Мадонна дел Вото выполнена по проекту Бернини, здесь также находятся статуи работы великого скульптура – Святая Мария Магдалена и Святой Иероним.
Особый интерес представляет пол собор, выполненный в техники инкрустация. На нем хочется остановится подробнее.
«Самый великолепный и роскошный пол, когда-либо выполненный», - так сказал о поле Кафедрального собора Сиены Вазари.
Но пол поражает не только красотой, но и загадочностью своих эзотерических символов, напоминающих карты Таро. Сразу оговоримся, что речь идет не обо всех квадратах.
Пол состоит из 56 инкрустированных панелей: мраморные плитки разных цветов, на которых изображены фигуры, относящиеся к христианству и язычеству. Неизвестно, почему все это поместили на пол собора. Но точно ясно, что сделано это с большой любовью к символам.
Работы происходили в период с 1369 по 1547 гг. Над ними трудились 40 мастеров. Пол был сильно поврежден ногами миллионы посетителей. Панели были полностью отреставрированы (читаем, переделаны) в 1839 г.
Маршрут осмотра:
Центральный неф: примечательны 5 квадратов: Гермес Трисмегист ( 1488,Giovanni di Stefano); Сиенская волчица с символами союзных городов (автор неизвестен, переделан Леопольдо Маккари в 1864-65); Императорский Орел (оригинал датируется XIV в. , автор неизвестен, переделка после 1865); Аллегория Холма Мудрости (1505, Бернардино ди Бетто, названный Пинториккьо); Колесо Фортуны.
В большом квадрате изображен лабиринт, на черном фоне находится фигура Мудреца в шляпе с желтой каймой. Квадрат датируется 1488 г. работа Джованни ди Стефано.
В это время увлекались произведениями греческих и латинских гуманистов. Мудрец – это Гермесе Трисмегисте (Меркурии). Это подтверждает и надпись: HERMIS MERCURIUS TRIMEGISTUS.
Правой рукой он передает открытую книгу варвару в тюрбане в одежде с красной каймой (символ восточной мудрости?). За ним стоит другой персонаж, завернутый в белую тунику (символ Запада?).
В открытой книге можно прочитать: SUSCIPITE O LICTERAS ET LEGES EGIPTII. Это нас отправляет к земле фараонов и древним знаниям.
Самая старая плитка та, на которой изображена сиенская Волчица в окружении символов союзных городов (1373).
Волчица кормит близнецов Сено и Аскьо, изображенных на красном фоне. Римское наследие Сиены.
На черном фоне изображены города-союзники, которые были заложены во временя Тушии: Перуджа (аист), Витербо (единорог), Орвьето (гусь),
Ареццо (лошадь), Флоренция (лев), Лукка (пантера), Пиза (заяц), Рим (слон).
Весь сюжет заключен в большой квадрат, в четырех углах которого находятся животные-символы: грифон – Гроссето, орел – Вольтерра, дракон – Пистойя, лев с лилиями – Масса Мариттима.
Квадрат с императорским Орлом: огромное белое колесо на черном фоне, вписанный в красный квадрат. В центре Орел, который символизирует максимальную власть в средние века.
Аллегория холма Мудрости. Здесь большую роль играют цвета. Белый – путь, серый – волнующиеся море, черный – земля, красный – холм Знаний.
Пилигримы, поднимающиеся на холм, застыли в разных позах. В желто-черном тюрбане спит, прижимая к себе закрытую книгу. Другой в желтой шапке со странным предметом в руках поворачивается к Фортуне.
Один принес палку, которая напоминает тау-крест – Антониевский крест. Первый в очереди ползет на коленях, он уже почти у цели и видит женскую фигуру на троне, которая олицетворяет Знания.
«Мудрецы» тоже проходят этот путь, они должны помогать Фортуне, которая изображена в виде обнаженной женщины справа с раздувающимся парусам в руках. Слева – рог изобилия.
Так же по пути следуют змеи, черепахи, разные зверушки.
Смысл квадрата: путь к добродетели труден и тяжел, то кто настойчив, тот будет вознагражден.
Квадрат Колесо Фортуны изображено на красном фоне, вписанном в ромб. Король в белых одеждах на троне со сферой в руках, которая символизирует власть над миром и скипетром в другой руке. В шестиугольниках вне зоне действия колеса изображены 4 античных философа.
В боковых нефах можно найти десять изображений Сивилл, среди них Сивилла из Кумы со своими знаменитыми книгами.
Проследуем дальше:
Охота Ирода (1485,Benvenuto di Giovanni); Дорога Невинных (1482,Matteo di Giovanni); История Юдифь (1473,Francesco di Giorgio Martini); История Самсона (возможно 1426, Stefano di Giovanni называемый detto "il Sassetta").
Прямо под куполом, символизирующим небо, находится огромный шестиугольник, который является символом земли.
Выйдя из Кафедрального собора, увидим длинный фасад из красного кирпича – это бывший госпиталь Санта Мария делла Скала, один из старейших в Европе. Сейчас здесь расположен музейный комплекс, в котором хранятся археологические и художественные экспонаты.
Рядом баптистерий Сан Джованни Батиста, возведенного в первой половине XIV в. Здесь хранятся скульптурные работы великих мастеров итальянского Возрождения - Донателло, Лоренцо Гиберти и Япоко делла Куерча.
От центрального входа в собор повернем направо на via Pellegrini, далее Via delle Terme, где в эпоху Древнего Рима находились термы.
Дойдем по указателям до сантуария Святой Екатерины, который находится на Costa di Sant'Antonio.
Сантуарий Святой Екатерины.
Здесь в 1347 г. родилась Екатерина Бенинказа, причисленная к лику святых в 1461 году папой Пием II. Святая Екатерина Сиенская одна из самых почитаемых католических святых и главная покровительница Италии, известная тем, что в мистическом экстазе написала более 400 писем, обладала «божественной отметкой» - «незримыми» стигматами, летала во время молитвы и имела значительное влияние на церковную политику.
Стена дома напротив украшена изображением Мадонны с Гусем. Все верно, мы находимся в контраде Гуся.
Сиена. Италия.
Отсюда совсем близко до базилики Святого Доминика (Basilica di San Domenico) , расположенной на одноименной площади, от сантуария к ней ведут указатели. Это одна из самых важных церквей Сиены.
Базилика Святого Доминика. Сиена. Италия.
Базилику возвели в XIII в., в ней хранится важная реликвия – голова святой Екатерины Сиенской. (Мощи святой находятся в Риме в базилике Санта-Мария-сопра-Минерва).
Доминиканские монахи появились в Сиене в 1220 году. Несколькими годами позже им была дарована земля для строительства церкви. Позже базилику расширили и придали ей готические черты.
В церкви хранятся многочисленные художественные работы представляющие интерес.
Портрет Екатерины Сиенской, написанный ее другом Андреа Вани, работы Содома, Джованни ди Стефано и другие.
Зона вокруг базилики богата водными источниками. В средние века здесь селились мастера, работающие с тканями – прядильщики, красильщики. Например, отец святой Екатерины, дом которых находился рядом, был красильщиком. Обилие воды – необходимое условие для их работы. Спускаясь вниз от базилики Святого Доминика, можно увидеть фонтан Фонтебранда(на фото выше у подножия холма видна красивая постройка с тремя арками и стрельчатым украшением сверху), построенный в XIII веке в стене, отделяющий контрады города.
Джованни ди Стефано возвел фонтан из травертина, который сохранился до наших дней. Но на этом месте фонтан существовал и раньше, о нем есть упоминания в «Божественной комедии» Данте.
Вода собирается в три ванны, закрытые арками. Из первый ванны воду можно было пить, вторая ванна служила для утоления жажды животных, а третья – самая низкая – для стирки. Кроме этого, воду из фонтана использовали для мельниц и окраски тканей. Сейчас каждые полчаса фонтан «говорит», издавая звуки Сиены XIV в.
Если вы спускались к фонтану, то поднимитесь обратно к базилике святого Доминика, отсюда широкая аллея viale dei Mille вдоль стадиона приводит к крепости Медичи (Fortezza Medicea).
Крепость Медичи известна как Форт Святой Варвары была возведена в 1561-63 гг. по приказу флорентийского герцога Козимо I Медичи.
Цитадель, которая находилась на этом месте прежде, выдерживала многочисленные атаки неприятелей, в 21 апреля 1555 г. после годовой осады сдалась. Козимо I приказал возвести новую крепость, проект разработал архитектор Бальдасар Ланчи. До XVIII в. крепость выполняла военную роль, после этого ее открыли для посещений. В 1937 г. цитадель отреставрировали и переделали в городской парк. Сейчас здесь находятся винотека, проходят выставки и концерты (например, Сиена Джаз).
Расположенная в крепости винотека – Энотека Итальяна – одна из крупнейших в Италии. В древних погребах находится музей, где представлены значимые вина всех регионов Италии (вход в музей бесплатный), в баре можно продегустировать вина, в винотеке постоянно проходят семинары и мастер-классы. (PS: в 2017 году энотека была закрыта.)
Энотека Итальяна.
Если вы сможете оторваться от великолепных тосканских вин, то нам осталась последняя точка маршрута – базилика Святого Франциска и ее евхаристическое чудо.
От крепости через зеленую площадь со скульптурой двух лошадей (а в Сиене все «кричит» о Палио), находим via Montenini, по ней идем до пересечения с via Rossi,
которая приводит к базилике Святого Франциска Сиенского (Basilica di San Francesco a Siena) на площади piazza San Francesco.
Базилика Святого Франциска – одно из самых важных религиозных сооружений Сиены. Базилику возвели в XIII в. в романском стиле, позже ей придали готические черты.
С базиликой Святого Франциска связано евхаристическое чудо.
В 1730 году воры украли из церкви Святого Франциска в Сиене серебряную дароносительницу, в которой хранился литургический хлеб (просфора). Поиски продолжались три дня, после этого похищенное было найдено в церкви Санта Мария ди Провендзано в Сиене в ящике для сбора милостыни. На следующий день процессия доставила просфоры обратно в церковь Святого Франциска, где они находятся и по сей день.
В 1780 году провели экспертизу, чтобы убедиться, что это те самые настоящие просфоры. Тогда и зафиксировали чудо, заключающееся в необычной сохранности освященного хлеба, который за 50 лет никак не изменился и оставался свежим.
Надежная и неподкупная комиссия проверяла просфоры и в 1789, 1889, 1815, 1854, 1914, 1922 гг. И каждый раз она убеждалась, что 223 просфоры находились в отличном состоянии, изначально было 351 просфора.
В 1950 г. просфоры поместили в новый драгоценный ковчег.
Палио
С XII века Сиена была разделена на три части, терции, сходившиеся на центральной площади. В свою очередь, терции подразделялись на 17 контрад, автономных районов, по сути имеющих статус отдельных городков, каждому был присвоен свой флаг и герб с изображением животного-покровителя.
Такое разделение существует до сих пор, вместе с традициями, пришедшими из далёких веков. Жители разных контрад издревле соперничают друг с другом, а преданность своей контраде достигает порой фанатизма.
Основное событие, при котором соперничество районов достигает своего пика – это проходящие в Сиене 2 июля и 16 августа ежегодные конные соревнования - Палио.
Каждой контрада выставляет свою лошадь с наездником в средневековом костюме, но к гонке отбираются только десять контрад, соревнования проводятся на площади Пьяцца дель Кампо, специально засыпанной по такому случаю песком.
Два раза в год Сиену охватывает лихорадка, местные жители и туристы ждут решающего момента. Перед Палио в церкви каждой контрады проходит служба, на которой присутствуют наездники вместе с лошадьми, в конце службы священник провозглашает: «Идите и вернитесь с победой!»
Но с победой вернется лишь один из них, обеспечив славу своей контраде до следующего Палио. До и после скачек проходят различные мероприятия, такие как ужины, накрытые на длинных столах прямо вдоль улиц, костюмированные шествия и маскарады.
Что попробовать в Сиене:
Паста – самое универсальное и популярное блюдо итальянской кухни. Но в каждом регионе Италии есть своя паста, в Сиене это пичи (pici) – большие спагетти, которые подают с различными соусами. Ценятся пичи ручной работы, обычно их производят на севере провинции Сиена.
Овощной суп – риболлита (ribollita), отличное блюдо для вегетарианцев. Вместе с тем много и мясных блюд, особенно дичи – кабан, заяц, косуля.
Особая часть – сиенские сладости, которые уступают, наверно, лишь сицилийским.
Знаменитый Панфорте (panforte) – пряник из сухофруктов, орехов и специй. В классическом варианте Маргарита - белый, но может быть с шоколадом, острыми специями и множеством других вариаций. Ричарелли (Ricciarelli) - миндальные пирожные, которые появились в XIV в. при тосканском дворе. Легенда упоминает кавальера Ричардетто Делла Герардеска, который привез рецепт из Крестового похода. Ричарелли прямо созданы для сладкого десертного вина Вин Санто, которое сделано из заизюмленного винограда.
Также хочется упомянуть и о тирамису – самом известном итальянском десерте. Существует версия, что впервые тирамису приготовили в XVII в. в Тоскане при дворе Козимо II Медичи.
Не стоит забывать, что Сиена находится практически в зоне производства самых престижных вин не только Италии, но и мира – Брунелло ди Монтальчино, Нобиле ди Монтепульчано, Кьянти, Верначча ди Сан Джиминьяно.
Как правило, каждая местность в Италии славит не только своей собственной кухней, но и ремеслом. В Сиене – это майолика. Производство керамики здесь существовало уже в 1265 году. Было много мастерских, которые делали бокалы на ножках, украшенные растительными и зоологическими мотивами. А в 1510 году стали производить майолику, которая отличалась изяществом и богатством декора. Так керамический сосуд из Сиены, датируемый 1510 г. хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Потрясающе красивая вещь.