Рим: От площади Навона до Пантеона.

Площадь Навоны – центральная и одна из самых известных площадей Рима.
Можно найти интересное описание площади Навоны в «Интимных письмах об Италии» Шарля де Брос: «Площадь Навоны, некогда цирк императора Александра Севера, могла бы считаться прекрасным местом, если бы не была такой грязной, но, поскольку здесь располагался овощной рынок, то выглядит она хуже, чем площадь Мобер. Тем не менее, надо признать, что фонтаны тут несколько лучше, чем на площади Мобер».
Хотя овощного рынка на площади уже давно нет, чистотой она не отличается и сейчас, многочисленные толпы туристов и уличных торговцев создают пеструю атмосферу площади Навоны, где на все это в немом великолепии смотрят роскошные фонтаны.

Подходя к площади Навона со стороны via Vittorio Emanuele, попадем на маленькую piazza Pasquino. Здесь прячется знаменитая «говорящая статуя».

Паcквино, Рим, Италия

За дворцом Браски жил портной или башмачник Пасквино, он не боялся критических замечаний и вольнодумных речей в адрес властей, свои речи он облачал в стихотворную форму и развешивал на античном торсе. Так началась традиция писать «пасквили» - сатирические стихи.
На самом деле сама статуя эллинистическая и датируется III веков до н.э. Она была найдена в 1501 году во время раскопок дворца Орсини (сейчас дворец Браски), именно на том месте, где сейчас находится.
Напротив Пасквино на via del Governo Vecchio расположенные здания и мастерские XV-XVI веков.

via del Governo Vecchio, Рим, Италия
Via del Governo Vecchio.

Площадь Навоны (Piazza Navona) расположена на месте античного стадиона императора Домициана и имеет овальную форму. Длинна стадиона-площади 270 метров, ширина 55 метров. Стадион был построен в 86 году и мог вместить 33 000 человек.
Название площади происходит скорее всего от римского «in agone» - «на арене», которое трансформировалось в «навоне» и потом в «навона».
Стадион стал площадью в XV веке, когда располагавшийся здесь рынок переехал на Капитолий.

стадион Домициана, Рим, Италия
Стадион Домициана

Площадь Навона стала гордостью римского барокко.
В центре площади возвышается известный фонтан "Четырех рек" работы Бернини (1648-1651 гг), украшенный аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы - символизирующие, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. Величественный и совершенный фонтан выполнен в стиле барокко.

фонтан Четырех рек, Рим, Италия
Фонтан Четырех Рек



В центре фонтана установлен египетский обелиск из цирка Максенция, покрытый иероглифами.

Его высота 16,53 метра.
Обелиск, Рим, Италия
Обелиск

За фонтаном находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone), которую начинал возводить Ринальди, а закончил Борромини в 1657 году.

Площадь Навоны и церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне
Площадь Навоны и церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне

Церковь посвящена мученицы Агнессе, одной из самых почитаемых в Риме святых.
Существует легенда, согласно которой, христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников на стадионе Домициана, но у нее мгновенно отрасли волосы и скрыли наготу.
Голова святой, заколотой кинжалом, хранится в крипте церкви.
Фонтан Мавра работы Бернини (1654 г) находится с южной стороны площади.

Фонтан Мавра, Рим, Италия
Фонтан Мавра

Фонтан Нептуна расположился в северной части площади Навона. Этот фонтан строился в течение почти ста лет, так как стремились, чтобы он соответствовал стилистики площади. В его возведению участвовали такие мастера, как Делла Порта, Бернини и Бита, создавший статую Нептуна в 1878 г.

Фонтан Нептуна, Рим, Италия
Фонтан Нептуна

На площади всегда многолюдно, зимой здесь проходит рождественская ярмарка, в любое время года играют музыканты, рисуют художники, в кафе много посетителей.



Площадь Навоны, Рим, Италия
Площадь Навоны

Свернем с площади Навона в сторону Пантеона. Здесь находится церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези (Chiesa di San Luigi dei francesi) (Piazza San Luigi dei Francesi, 20). Это французская церковь, построенная в 1589 году. Здесь слева от алтаря находятся три шедевра Караваджо - Призвание апостола Матфея, Св. Матфей и ангел и Мученичество св. Матфея.

Призвание апостола Матфея
Призвание апостола Матфея

В 1599 году Караваджо получил свой первый большой заказ – написать две картины для капеллы Контарелли французской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. На храм много жертвовал французский священник М. Контре, называемый себя на итальянский лад Маттео Контарелли. Караваджо обязывался изобразить его небесного покровителя – апостола Матфея.
До своего обращения Матфей служил мытарем – сборщиком налогов. В «Призвании апостола Матфея» Матфей указывает пальцем себе на грудь, словно восклицая в ответ на приглашающий жест Христа: «Кого, меня?» Полоса света символизирует внезапное духовное просветление Матфея.

Мученичество св. Матфея
Мученичество св. Матфея

«Мученичество Святого Матфея было написано в 1599-1600 гг. Любопытная деталь: в одном из действующих лиц жестокой сцены Караваджо изобразил самого себя.

Св. Матфей и ангел
Св. Матфей и ангел

В феврале 1602 года Караваджо получил заказ на полотно «Святой Матфей и ангел», которое должно было занять место в алтаре капеллы Контарелли. Его сюжет связан с явлением Матфею ангела, вдохновившего его на написания Евангелий.
Следуя своим представлениям о реализме, Караваджо изобразил ангела непосредственно водящим рукой Матфея по пергаменту – при этом сам евангелист похож на не знающего грамоты человека. Этот вариант картины был отклонен церковью, поскольку изображение нашли неприличным – прежде всего, из-за «оскорбительно выставленных на всеобщее обозрение ног святого».
Караваджо тут же создал более традиционный вариант. Этот вариант до сих пор украшает алтарь. Отвергнутый вариант купил еще один покровитель Караваджо, маркиз Винченцо Джустиниани, но в годы Второй мировой войны полотно погибло в Германии.

На via Sant'Agostino находится церковь Сант-Агостино (Sant'Agostino). Церковь была возведена в XIV веке. Здесь также хранится работа Караваджо Мадонна пилигримов.

Мадонна пилигримов
Мадонна Пеллегрини

Работа «Мадонна Лорето» (более известная как «Мадонна пилигримов») вызвало огромные споры.
Д. Бальоне написал о нем так: «Пилигримы – мужчины с грязными ногами и женщина в неопрятном чепце – наделали шума, поскольку многие восприняли их как оскорбление столь возвышенному полотну».
Это не помешало «Мадонне пилигримов» стать одной из самых известных работ Караваджо.

Вернемся на corso del Rinasciment, здесь стоит внушительное здание XV века - Палаццо Мадама (Palazzo Madama), в котором заседает Сенат Итальянской республики.

Палаццо Мадама, Рим, Италия
Палаццо Мадама

Пройдем дальше к Пантеону.

Пантеон, Рим, Италия
Пантеон

Пантеон - храм, посвященный всем богам, уникален вдвойне: кажется чудом и то, что зодчие древности сумели построить такой храм, и то, что он дошел до нас в целости и сохраности.
Пантеон представляет собой круглое сооружение с отверстием сверху, через которое храм освящается дневным светом и проветривается. До сих пор не известно, с какой целью он был построен.


Самое сильное впечатление Пантеон производит, если подойти к нему сзади или сбоку: тогда вместо аккуратного, замыкающего картинную площадь фасада видны будут мощные, будто корнями уходящие в землю стены, покрытые дырами и шрамами.
Августов зять Марк Випсаний Агриппа заложил тут квадратный храм всех богов в 27 году до н.э.; круглым Пантеон стал уже при Адриане. Поскольку никто до конца не понимал, как возводить крышу над столь огромной конструкцией, изнутри здание заполнялось землей, к которой император повелел примешивать золотые монеты. Когда работы были закончены и на фасад водрузили оставшуюся от первоначальной версии надпись "M.AGRIPPA L.COS. TERTIUM FECIT" (МАРК АГРИППА, СЫН ЛУЦИЯ, ТРИЖДЫ КОНСУЛ, СДЕЛАЛ), Адриан объявил, что каждый нашедший монету может забрать ее себе - и в считанные минуты внутри храма было пусто и чисто. Впрочем, легенду эту могли пустить в оборот архитекторы Ренессанса, проводившие недели напролет за измерениями в надежде постигнуть секрет купола, который остается самым большим куполом из неармированного цемента в мире. Его диаметр составляет 43,4 метра.
Дожить до начала Возрождения в практически нетронутом виде Пантеону удалось благодаря императору Фоке, который в 608 году даровал здание папе Бонифацию IV. Папа немедленно перепосвятил храм всех богов Мадонне и всем мученикам, перевезя сюда из катакомб 28 телег с останками первых христиан, а императору в благодарность поставил на Форуме колонну.
Позднейшие понтифики на все лады пытались приручить языческое здание - Урбан VIII даже велел Бернини пристроить по краям фронтона пару колоколен, но идея оказалась крайне неудачной: конструкцию обозвали "ослиными ушами" и ругали до тех пор, пока в конце XIX века ее наконец не снесли. Однако церковь здесь действует и до сих пор.

Пантеон. Старая фотография. Рим, Италия
Пантеон. Старая фотография.

Внутри находятся гробницы великих людей - Рафаэля, короля Виктора Эммануила и его сына Умберто и другие.
Но самое интересное здесь - купол. Изнутри видно, что фонаря, как в позднейших христианских храмах, у него нет: в самом центре находится ничем не прикрытая дыра диаметром 9 метров, под которой в дожди скапливается довольно внушительная лужа. Зато в любое другое время световые эффекты - гениальные.
Беда Достопочтенный утверждал, что отверстие в куполе пробили демоны, спасаясь бегством из языческого храма в тот момент, когда его освещал папа Бонифаций IV.

Пантеон, Рим, Италия
Купол Пантеона

На самом деле купол является сферическим меридианом. Как это работает? В зависимости от сезона солнце поднимается на разную высоту, его лучи проникают в отверстие в куполе и рисуют солнечный диск, который смешается в течение дня. В полдень солнечный диск достигает входа и переходит на противоположную сторону. В зависимости от сезона диск поднимается на разную высоту над входом. Это позволяет контролировать время и календарь.
По фотографии выше, мы можем сказать, что дело происходит зимой.
В летнее время солнечный диск опускает ниже, в день летнего равноденствия доходит до пола.
Кроме этого в различные дни года происходят удивительные световые эффекты: солнечное пятно может подсвечивать вход изнутри (21 апреля), летом появляется огромный солнечный круг на полу. Но самый впечатляющий световой феномен – солнечная арка над входом.
Все это говорит о том, что Пантеон был построен на основании точных астрономических расчетов.

Перед Пантеоном находится маленькая piazza della Rotonda.
В центре площади фонтан работы Джакомо делла Порта 1575 года с египетским обелиском, эпохи Рамете II. Обелиск перевез в Рим Домициан для того, чтобы украсить храм Исиды. Перед Пантеоном обелиск появился в 1711 году по указу папы Клемента XI.
Фонтан украшен большими масками, дельфинами и гербами.

Пантеон, пьяцца Ротонда, Рим, Италия
Фонтан перед Пантеоном

Базилика-Санта-Мария-сопра-Минерва (S. Maria sopra Minerva) (www.basilicaminerva.it) находится совсем близко от Пантеона.

Базилика Санта Мария сопра Минерва, Рим, Италия
Базилика Санта Мария сопра Минерва

Она была построена в 1280 году на месте античного храма Минервы Калчидики. Отсюда и ее название «Святая Мария над Минервой». В базилике находятся работы Филиппо Липпи (придел Карафа), Антониаццо Романо, скульптура Микеланджело ("Христос, несущий крес").
Базилика Санта Мария сопра Минерва, Рим, Италия
Интерьер базилики Санта Мария сопра Минерва

Здесь покоятся мощи Святой Екатерины Сиенской - покровительницы Италии. В базилике похоронен знаменитый художник-монах фра Анжелико, кардинал Пьетро Бембо и папы Лев X, Урбан VII, Бенедикт XIII и Климент VII.

Базилика Санта Мария сопра Минерва, Рим, Италия
Мощи Святой Екатерины Сиенской

Перед базиликом – египетский обелиск Минерва. Он прибыл в Рим вместе с обелиском-близнецом, который сейчас находится у Пантеона для храма Исиды. Этот маленький обелиск высотой 5,5 метров появился напротив церкви в 1667 году по указу папы Александра VII. Архитектор Лоренцо Бернини установил обелиск на слона.
На фасаде справой стороны можно видеть засечки – уровень, на который поднимался Тибр во время наводнений.

Наводнение в Риме

От площади Навона до Тибра. Продолжение прогулки. Мы увидим симпатичные римские дворики, фонтаны и исторические места.

Читайте также:

Мадонны Рима
Рим – удивительный город, в нем спрятано множество сокровищ, тайн, исторических свидетельств и художественных ценностей. Гуляя по улицам Рима, можно пройти из одного столетия в другое, древние руины, средневековые церкви, старинные дворцы. Поднимите голову, посмотрите по сторонам, многие дворцы украшены небольшими нишами, в которых помещены изображения мадонны.
О них и пойдет речь в нашей статье.

10 самых больших римских амфитеатров.
Амфитеатр – древнеримская постройка для увеселительных массовых мероприятий – гладиаторские бои, звериные травли – римляне знали толк в развлечениях и умели строить на века, поражая воображения наших современников.