Большинство туристов прибывает в Венецию на поезде и попадает сразу в район Санта Кроче. Если вы сможете удержаться и не рвануть сразу к мосту Риальто или базилике Сан Марко, то перейдите по мосту, расположенному справа на другую сторону канала.
Район Санта Кроче берет свое название от женского монастыря, который здесь расположен. В монастыре хранилась важнейшая реликвия – гвоздь с распятия Христа.
Легенда рассказывает об одном пилигриме, который постучался в дверь обители в 1262 году. Он попросил монахинь сохранить небольшую шкатулку и кольцо, отдав их человеку, который покажет точно такой же перстень. Прошло три века, но за шкатулкой никто не пришел. Тогда настоятельница монастыря решила заглянуть в нее - там лежал гвоздь и пергамент, который объяснял его происхождение.
Королю Франции Людовику IX удалось раздобыть гвоздь в крестовом походе и привезти его в Венецию в 1262 году. Неизвестный пилигрим оказался королевской особой и оставил Венеции действительно ценный подарок.
С 1830 году реликвия хранится в церкви Святого Пантелеймона (район Дорсодуро), так как монастырь и церковь Санта Кроче больше не существуют. На их месте сейчас расположены сады Пападополи.
Церковь Сан-Никола-да-Толентино (San Nicola da Tolentino) находится недалеко, она была возведена в 1591-1602 гг. Строгий фасад в неоклассическом стиле украшен колоннами. Церковь скорее напоминает греко-римский храм. Сейчас здесь размешается университетский факультет архитектуры. В бывшем соборе хранятся великолепные работы Якопа Пальмы Младшего и Падованино, также здесь похоронен дож Франческо Морозини.
Здесь улицы пустынны, и можно бродить и любоваться восхитительными домами без туристических толп, наслаждаясь очарованием настоящей Венеции.
Если вы увидите большой купол, то направляйтесь туда – это церковь Симона Малая, а рядом – Сан Симоне Гранде, т.е. Большая. Хотя на самом деле, все наоборот – Малая имеет большие размеры, а Большая (Гранде) – меньшие. Набережная Fondamenta di San Simon Piccolo выходит на Большой Канал, отсюда можно полюбоваться мостом Скальцы (Ponte degli Scalzi) – мост босоногих.
Мы не будем переходить по мосту, а пройдем вдоль моря по Riva di Biasio. С этими местами связана одна мрачная легенда, восходящая к XVI в. Где-то здесь находился небольшой трактир, владелец которого Биазио готовил одно мясное блюдо очень популярное у местных жителей. Но однажды один из посетителей в мясном фарше нашел человеческий палец и Биазио признался, что готовил свое фирменное блюдо из нежного мяса детей. Возмущенные венецианцы отрубили Биазио руки, а затем и голову. Недалеко от его дома поместили каменную таблицу с отрубленной головой, чтобы последующие поколения помнили о ужасных событиях.
А недалеко отсюда находится церковь Святого Иоанна Обезглавленного (San Giovanni Decollato), церковь также называют Сан-Джан-Дегола (San Zan Degola).
Церковь Сан-Джан-Дегола (Chiesa di San Zan Degola).
Первые упоминания о церкви относятся к 1007 г., но современный вид церковь получила позже, благодаря семейству, владевшему близлежащим дворцом.
Церковь является редким для Венеции византийской архитектуры, в которой сохранились древние фрески. Внутри церковь очень простая, неф с восьмью колоннами из греческого мрамора и византийскими капителями XI в.
Во время наполеоновской оккупации в церкви размещался склад, из чего был утерян оригинальный пол.
Православная служба в Сан-Джан-Дегола.
Православная служба в Сан-Джан-Дегола.
Большой Канал (Canal Grande) является самой важной водной магистралью Венеции. Он протянулся на 3,8 км, его ширина в разных местах составляет от 30 до 70 метров, глубина 5,2 метра.
Большой Канал, изогнувшись буквой S, делит город на две части.
Вдоль канала расположены великолепные древние дворцы, возведенные в XII-XVII вв., среди которых преобладает готический стиль. Согласно восточной философии, эта гигантская водная змея включает в себя негативную и позитивную энергии.
Районы Санта Кроче и Сан Поло (берущий свое название от одноименной церкви) исторически представляют собой общую часть города. Именно здесь добывали соль, тогда появилась поговорка «кто имеет соль, тот имеет деньги».
Район Сан Поло находится на северо-востоке от Санта Кроче, на юге от Дорсодуро и мостом Риальто соединяется с Сан Марко. Вдоль своего периметра он омывается водами Большого Канала.
Внутри лабиринта района Сан Паола найдем церковь Сан-Джакомо-далль-Орио (San Giacomo dall'Orio), это одна из самых древних церквей Венеции, датируемая IX в. В ней хранятся работы Паоло Веронезе, Лоренцо Лотто и Пальма Младшего.
В плане церковь имеет латинского креста с центральным нефом, двумя боковыми нефами и поперечным нефом – это результат перестройки в 1225 году, а также и более поздние модификации в XV и XVI вв.
Особый шарм церкви предают мрачный, архаичный экстерьер и замысловатый интерьер, в котором доминирует деревянные перекрытия и деревянные потолки.
В 1225 церковь перестраивалась и были добавлены византийские элементы. Недавние реставрационные работы открыли всю красоту XV века крышу-«киль». Внутри церкви находятся многочисленные шедевры Венецианской живописи – такие как, главный алтарь «Богородица с младенцем и Святые» Лоренцо Лотто. (1546) В ризнице есть некоторые работы Джакопо Пальма Младшего; в новой ризнице потолок расписан Паоло Веронезе.
Адрес: Campo San Giacomo dall'Orio
Открыта: пн-сб 10.00-17.00
Билет 2,5 евро.
Среди других церквей, которые необходимо посетить в районе Сан Поло Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари (Santa Maria Gloriosa dei Frari) (Святой Марии Словущей или Успения Девы Марии).
Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари.
После базилики Святого Марка церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари является наиболее примечательной из церквей Венеции и одним из самых важных храмов францисканцев в Италии.
В 1222 году в Венеции стали появляться последователи Франциска Ассизского, и дож Джакопо Тьеполо в 1231 году выделил им участок земли, позже также дож Раньеро Дзено даровал францисканцам земли, на которых была построена маленькая церковь и монастырь.
В 1250 году церковь расширили. А в XIV веке структуру церкви полностью изменили, построив грандиозный центральный неф, два боковых нефа и 7 приделов.
Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари – пример Францисканско-готической архитектуры.
Здесь находится одна из самых известных работ Тициана - роспись алтаря «Успение Богородицы» (1516-18 гг.),эта работа представляет ключевой момент в венецианском искусстве. Также в базилике находятся работы Джованни Беллини «Триптих с Богородицей и Святыми» (1488), деревянная статуя Иоана Баптиста работы Донателло, Бартоломео Виварини и другие.
Скульптура занимает важную часть в церкви, два замечательных деревянных хора и множество могил, которые делал орден францисканцев для Пантеона венецианской знати. Истинные шедевры - трон и монументы Фоскари в пресвитерии.
В церкви похоронены:
Скульптур Антонио Канова (только его сердце).
Тициан (Тициан умер в 1576 году, возможно чума, свирепствующая в то время , унесла его, а может и просто старость. Похороны во время чумы отличались скромностью и стремительностью, однако Тициана торжественно проводили в последний путь и похоронили со всеми почестями).
композитор Кладио Монтеверди.
Политик Джузеппе Вольпи.
А также дожи - Францеско Дандоло, Джованни Пезаро, Николо Трон, Франческо Фоскари.
Недалеко отсюда на Campo San Rocco находится церковь Сан Рокко (San Rocco) и одноименная школа, где собраны 50 работ Тинторетто.
Скуола ди Сан-Рокко – одно из благотворительных заведений. Опекунами таких школ в эпоху Возрождения выступали богатые венецианцы. На самом деле, это были не школы, а религиозные заведения, где бедным рассказывали о христианских ценностях.
Скуола ди Сан-Рокко была основана в 1478 г. и спустя сто лет она превратилась в самое богатое венецианское благотворительное общество.
Святой Рох – покровитель Венеции, главный защитник города от чумы.
В 1487 г. Скуола ди Сан-Рокко приступила к строительству собственной церкви, для которой Тинторетто написал несколько картин.
Церковь Сан-Рокко
В 1564 году школа провела конкурс на получение заказа на украшение новое здания. Этот конкурс выиграл Тинторетто, показав свою работу «Святой Рох во славе», которая до сих пор украшает потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко.
С этим конкурсом связан забавный эпизод из жизни Тинторетто. Братство, объявив конкурс, попросило художников принести свои эскизы. В назначенный день все эскизы поступили к представителям. Единственный кто не принес эскиз был Тинторетто.
В ответ на недоуменные расспросы он показал на потолок, где уже была закреплена законченная картина.
В 1565 году Тинторетто попросили написать новую картину «Распятие», потом «Страсти Христовы», а затем и потолочные фрески для трапезной. Через 8 лет художник продолжил оформление школы. Тинторетто создал для Большого зала 23 картины: на потолке были изображены сцены из Ветхого Завета, а на стенах – события Нового Завета. После Большого зала началась работа над Нижним залом, где Тинторетто работал в течение 6 лет.
Никто из художников не оставил такого количества картин, собранных в одном месте. Все стены и потолок Скуола ди Сан-Рокко украшены великолепными полотнами, созданными рукой гения.
Ну раз мы уже здесь, то заглянем в церковь Святого Пантелеймона (San Pantalon). Она находится в Дорсодуро, но мы уже совсем рядом, да и здесь хранится святой гвоздь, о котором шла речь выше.
Церковь Святого Пантелеймона (Chiesa di San Pantalon) была основана в XII в. В последующие века она неоднократно перестраивалась и современная постройка относится к XV-XVI вв.
Внутри один просторный неф, потолок которого украшен знаменитым огромным полотном (возможно, самым большим в мире) «Мученик Святой Пантелеймон» работы Джан Антонио Фьюмани, написанным в 1680-1704 гг. По преданию, Фьюмани, после 24 лет работы над ней, упал с лесов и разбился насмерть, когда картина была уже почти готова. Какой злой рок!
Другая интересная картина – последняя работа Веронезе «Святой Пантелеймон, исцеляющий мальчика»: святой обращается к Богу, не в силах смотреть на мучения мальчика, который бьются в агонии после укуса ядовитой змеи. Бог услышал молитвы Пантейлемона и исцелил мальчика. Пантейлемон принял крещение одновременно со спасенным мальчиком, посвятив свою жизнь служению Господу и впоследствии принял мученическую смерть. Работа находится как раз в капелле Святого Гвоздя.
В церкви также хранятся работы Антонио Виварини, Джованни д'Алеманья и Паоло Венециано.
Церковь Святого Пантелеймона.
Можно сделать еще несколько шагов в Дорсодуро, так будет удобней, и дойти до Кампо Санта Маргарита названо так в честь одноименной церкви, которая больше не является действующей. На площади и прилегающей к ней улочкам расположены многоженство ресторанов и кафе. Здесь уютно сделать остановку и выпить ароматного кофе.
Campo Santa Margherita
Недалеко находится Скуола Кармини, основанная в 1594 г. и построенная по проекту Лонгена. Здесь можно полюбоваться работами Тьеполо, Гаетано Джомпини, Падованино и другими. (http://www.scuolagrandecarmini.it/Main.htm)
Но вернемся в район Сан Поло.
Другая легенда связана с набережной Fondamenta della Donna Onesta. Она рассказывает о красивой венецианке, которая была замужем за оружейным мастером. Один знатный синьор был очарован ее красотой и заказал у ее мужа кинжал, чтобы только видеть женщину каждый день. Когда оружие было готово, а женщина так и не ответила на его знаки внимания, знатный синьор заколол мужа кинжалом. У той легенды несколько версий, но все они основаны на верности женщины. С тех пор стену дома украшает барельеф женской головы. А изящный мост называется Мостов Честной Женщины.
Доберемся до следующего интересного места района Сан Поло - Campo San Polo.
Здесь находится византийская церковь Сан-Поло (San Polo) была основана в IX веке. В последствии церковь подверглась двум важным реконструкциям: первая большая работа над церковью была в XV веке, церковь Сан-Поло приобрела готические черты. Бартоломео Бон добавил центральный вход. Вторая реконструкция была в 1804 году, Давид Росси перестроил церковь в неоклассическом стиле.
В церкви находятся две работы Тинторетто «Тайная Вечеря» и «Успение Святой Девы со Святыми». Пресвитерия украшена работой Пальмы Младшего, алтарь расписан фресками Веронезе «Бракосочетание Святой Девы». Второй алтарь на севере расписан Тьеполо.
Часть района Сан Поло Rio tera delle Carampane до моста с характерным названием Мост женской груди (Ponte delle Tette) известна под названием Карампане (Carampane), начиная с XIV в. ее облюбовали проститутки.
Карампана – вульгарно одетая и вызывающе накрашенная женщина. Во времена Венецианской Республики этот район стал кварталом «красных фонарей», женщины стояли вдоль канала и на мосту с обнаженной грудью или выглядывали из окон полностью обнаженными. В отличие от «благочестивых» куртизанок это были дешевые проститутки для бедных людей.
В районе Сан Поло в красивом дворце, выходящим на канал в 1707 году родился итальянский драматург и создатель национальной комедии Карло Гольдони.
«Слуга двух господ», «Хитрая вдова», «Кьоджинские перепалки» - его пьесы известны и любимым во всем мире. Литературное наследие Гольдони составляет более 200 пьес, большинство из которых – комедии. Сейчас в его доме находится маленький музей Театра и памяти Гольдони.
Церковь Сан-Джакомо-ди-Риальто (Chiesa di San Giacomo di Rialto) считается самой древней венецианской церковью. Она была построена в 421 году, в честь основания Венеции.
Церковь Сан-Джакомо-ди-Риальто
Первая церковь была деревянной и сгорела в одном из пожаров. Современное здание датируется XVII в., во время высокой воды, церковь затопляется и ее пол сделали приподнятым, чтобы избежать затопления.
Фасад церкви украшают огромные часы и элегантный готический портик.
В плане церковь представляет крест с центральным куполом.
История Сан-Джакомо тесно связана с рынком Риальто, который раскинулся рядом, даже надпись на церкви призывает коммерсантов быть честными. Также недалеко находится знаменитый рыбный рынок.
Открыта: пн-сб 9.30 - 16.00 или 18.00.
Мы подошли к самому знаменитому мосту Венеции – Риальто.
Мост Риальто – один из четырех мостов, которые пересекают Большой канал в Венеции. Мост Риальто самый древний и самый известный.
Мост Риальто
Первый плавучий мост через канал был построен в 1181 г. Но с ростом рынка Риальто и увеличением трафика через канал требовался новый мост.
Тогда в 1250 г. был построен деревянный мост, который получил свое современное название – мост Риальто.
В начале XV в. вдоль моста были пристроены лавки.
Но в 1310 г. во время мятежа Байамонте Тьеполо мост рухнул.
Второй раз мост обвалился в 1444 г. Отстроенный заново мост приобрел механизм, позволяющий разводить мост для прохода судов.
После очередного обрушения в XVI в., было решено построить каменный мост. На конкурс выдвигались разные проекты от таких известных мастеров, как Якопо Сансовино и Андреа Палладио, но выиграл конкурс Антонио да Понте.
К 1591 г. мост Риальто был построен в таком виде, как мы его видим сейчас: одна мощенная арка длиной 28 метров, максимальная высота в центре 7,5 метров, мост опирается на 12 тысяч свай, забитых в дно лагуны. На мосту расположены 24 лавки, разделённые в центре двумя арками.
Мост стал одним из символов Венеции.
Отсюда открывается самый популярный вид на Гранд Канал.
Как только мы пересечем мост Риальто, попадем в район Сан-Марко.
Но прежде, чем продолжить прогулку, стоит заглянуть в палаццо Тедески, расположенный рядом с мостом Риальто, чтобы увидеть Венецию с высоты птичьего полета. В палаццо Тедески (Fondaco dei Tedeschi) открыт коммерческий центр, а на последнем этаже находится терраса, с которой открывается вид на Большой канал. Подняться на смотровую площадку можно совершенно бесплатно, но нужно забронировать свой визит заранее на сайте www.dfs.com. Терраса находится на 4 этаже, куда ведет эскалатор или лифт.