Шанлыурфа

Главная - Турция - Юго-восточная Анатолия

Шанлыурфа (Şanlıurfa, ударение падает на букву «у») – один из самых самобытных и колоритных городов Турции, расположенный в Юго-Восточной Анатолии. Он лежит между реками Тигр и Евфрат, на землях древней Месопотамии.

Исторически город назывался Урфа, но в 1984 году к нему добавили слово «шанлы», т.е. «славный», в знак доблестной борьбы за освобождение.

В Шанлыурфе проживает более двух миллионов человек, население представляет собой микс турок, курдов и арабов.

Шанлыурфа

История Шанлыурфы

Город был основан около 9000 года до н.э., он был одним из поселений Западной Азии, где зародилось земледелие. Недалеко от Урфы находится самый древний из известных храмов Гёбекли-Тепе.
К раннему бронзовому веку (2900 - 2600 гг. до н. э.) Урфа превратилась в обнесенный стеной город. Долгое вермя она оставалась суверенным городом-государством, а затем присоединилсь к Аккадской империи и ее преемнице Неошумерской империи, после падения которой опять стала независимой. Позже Урфа попала под власть Старой Ассирийской империи, и была заброшена в ходе экспансии аморреев в 1800 г. до н.э.
Несмотря на то, что Урфа была заселена с доисторических времен, современный город был основан в 304 г. до н.э. Селевком I Никатором, и назван в честь древней столицы Македонии – Эдесса.
Название Эдесса в переводе с греческого означает «много воды». Действительно, в городе протекала река и было много горячих источников. Но ассирийцы не использовали греческое название, предпочитая - Урхай. Считается, что от этого слова и произошло современное название города - Урфа. Но существуют и другие версии.
В конце II века до н.э. город стал столицей арабской набатейской династии Абгар. Согласно легенде, Абгар V Уккама, живший с 4 года до н.э. до 7 года н.э., состоял в переписке с Иисусом Христом.
Урфа всегда была перекрестком цивилизаций. Ее неоднократно завоевывали на протяжении всей истории. И в I веке она стала римской провинцией. В 217 году здесь был убит император Каракалла.
После распада Римской империи Урфа вошла в состав Византии. В это время строились христианские церкви и монастыри.
В 641 году к власти пришли арабские халифы. Византийским императором удалось вернуть город в 1031 году, но на короткий период. В 1040 году его заняли сельджуки. Через два года Эдесса была возвращена Византии, а затем ее присоединили к армянскому государству Филарета Варажнуни. Но через несколько лет город окончательно завоевали сельджуки.
В 1098 году после первого крестового похода было основано государство крестоносцев, известное как графство Эдесское, которое просуществовало более полувека, оставаясь последним оплотом христианства за Евфратом.
В 1144 году город приступом взял сельджукский генерал Имад ад-Дин Занги. Большинство христианских жителей были убиты, здесь опять воцарился ислам.
В последующие века Урфой правили египетские и сирийские султаны, монголы, туркмены, персы.
В 1516 году город завоевали османы. В этот период он стал центром торговли хлопком, кожей и ювелирными изделиями. В Урфе существовали три христианских (сирийская, армянская и латинская) и одна еврейская общины.
В течение четырех столетий город входил в состав Османской империи.
В 1919 году Урфа была оккупирована британскими войсками, затем власть захватили французские военные отряды, которые в апреле 1920 года потерпели поражение от местных сил сопротивления.
В конце апреля 1920 года была официально провозглашена Турецкая Республика.
В 1924 году Урфа стала центром одноименной провинции.
В 1984 году город был назван Шанлыурфа по решению Великого национального собрания Турции, чтобы отметить его важность во время национальной борьбы. Он получил звание Шанлы, т.е. «Славный» из-за героизма, проявленного им в ходе освободительной войны.
Современная Шанлыурфа делится на старый центр и современные кварталы, которые представляет резкий контраст между собой.

Достопримечательности Шанлыурфы

Шанлыурфа имеет не только богатую и древнюю историю, но и множество достопримечательностей, среди которых 180 исторических домов, более 30 мечетей, 5 церквей, 8 крытых базаров, замок, 2 музея, 13 фонтанов, акведук и многое другое.

В Шанлыурфу мы приехали практически случайно, ничего не планируя заранее, поэтому четкого маршрута и плана действия у нас не было. У озера с рыбами, которое является основной достопримечательностью города, находится информационный офис, где мы взяли карту и получили краткие инструкции.
Поскольку в старом центре Шанлыурфы ориентироваться очень сложно даже с картой, то мы просто спрашивали прохожих, как пройти к следующей достопримечательности. И практически все нас провожали к дальнейшей точке, по ходу рассказывая историю и немного о своей жизни.

Озеро с рыбами (Балыклыгёль)

Легендарный пруд со священными рыбами (Балыклыгёль), где царь Нимрод бросил Авраама в огонь, находится в историческом центре Шанлыурфы.
Он расположен в парке в окружении двух мечетей.
Нимрод, ярый идолопоклонник, преследовал Авраама, верующего в единого Бога. Он приказал сжечь Авраама на погребальном костре, но Бог превратил огонь в воду, а горящие угли - в рыбу. Озеро из этой легенды со священными рыбами сохранилось до наших дней. Говорят, что если увидеть белую рыбу, то откроется дверь в небеса.
Некоторые источники отождествляют Урфу с Ур Касдимом, родным городом Авраама. Но эту версию оспаривает Леонардо Вулли, который в 1927 году раскопал шумерский город Ур.

Авраам и озеро с рыбами

Мечеть Рызвание

Мечеть Рызвание (Rızvaniye camii) находится у самой кромки озера и привлекает внимание изяществом форм. Ее возвели в 1736 году. Мечеть имеет три купола и один минарет с балконом.

Мечеть Рызвание

Мечеть Халил ур-Рахман

Мечеть Халил Ур-Рахман также расположена рядом с озером с рыбами, ее еще называют мечеть Дёшеме. Изначально на этом месте находилась церковь, посвященная деве Марии, но в 813-833 гг. ее преобразовали в мечеть.

Мечеть Халил ур-Рахман

Озеро Зелихи

Озеро Зелихи находится в том же парке, что и Балыклыгёль. С ним связана легенда о дочери царя Нимрода Зелихе. Девушка была последовательницей Авраама, когда отец бросил пророка в огонь, Зелиха также бросилась в пламя. На этом месте появилось озеро, которое назвали ее именем. Считается, что в нем водят священные рыбы, которых нельзя ловить и есть, иначе быть беде. Вокруг озера открыты кафе, где можно отдохнуть и насладиться красивыми видами.

Озеро Зелихи

Мечеть Мевлид-и Халил

Два минарета мечети Мевлид-и Халил (Mevlid-i Halil camii) видны от озера Зелиха. «Мевлид» означает «с днем рождения», потому что по легенде в пещере, расположенной недалеко отсюда, родился Авраам. Мечеть является самой древней в Шанлыурфе. Изначально на этом месте находился языческих храм, затем синагога, потом она преобразовалась в христианскую церковь, а в 1523 году Мухаммад Салих-паша возвел мечеть.

Мечеть  Мевлид-и Халил

Замок Урфы

Находясь в парке с двумя озерами, невозможно не заметить замок, который своими мощными и высокими стенами нависает над центром города.
Замок Урфы, расположенный на холме Дамбак, был построен в древности, а нынешние стены возвели Аббасиди в 814 году нашей эры. С них открывается великолепный вид на Шанлыурфу.

Замок Урфы

Панорама

Исторический центр Шанлыурфы

Центр города сложился вокруг оживленного базара. Многие традиционные дома были утеряны, но сохранились красивые и оригинальные старинные здания.
Дома, которые строили в Шанлыурфе, являются типичными для всей Юго-Восточной Анатолии. Большое значение играл климат. В летние месяцы температура в тени достигает 45-47 градусов, поэтому стены делали толстыми из известняка, земляные крыши и своды должны были смягчать жару. Дом делился на гарем и селамлык. С улицы возводили большую стену без окон, что скрыть семейную жизнь от любопытных глаз.
Закрытые дома, узкие и тенистые переулки – основные элементы старого города. Верхняя часть фасада, как правило, выдвигается в сторону улицы, что создаёт лучший обзор, даёт свет и вентиляцию. Здесь размещались жилые помещения, а первый этаж использовался в качестве склада или магазина.

Исторический центр Шанлыурфы

Исторический центр Шанлыурфы

Базары Шанлыурфы

В Шанлыурфе находится множество базаров, где продают местную одежду, медные изделия, чай, кофе, ковры и всякую всячину.

Что купить на турецком базаре?

Базары Шанлыурфы

Базары Шанлыурфы

Гюмрюк хан

Гюмрюк, т.е. Таможенный хан – отреставрированный исторический караван-сарай, где можно отдохнуть и попробовать местный крепкий кофе мырра или кофе из фисташек мененгич. Караван-сарай построили в 1563 году среди шумного базара, в гостинице останавливались торговцы и путешественники.

Гюмрюк хан

Большая мечеть Урфы

Предполагают, что Большую мечеть (Ulu camii) построили в 1170-1175 гг., но точных записей об этом не сохранилось. Ее возвели на месте христианской церкви, которую называли Красным храмом из-за алого мрамора. После османских завоеваний церковь стала мечетью. Во дворе размещается колодец, согласно легенде в него бросили платок, который Иисус послал царю Авгарю со своим апостолом Фомой. По этой причине вода в колодце считается целебной.
Минарет преобразовали в башню с часами, которые добавили позже. Во дворе за низкими толстыми стенами находится кладбище.

Большая мечеть Урфы

Мечеть Фырфырлы

Мечеть Фырфырлы (Fırfırlı Cami) расположена в здании бывшей церкви Двенадцати Апостолов. В османский период она называлась церковью Фырфырлы, что на местном диалекте означает «роза ветров», потому что присутствуют украшения в форме флюгера. Считается, что важный в христианской религии Варакский крест, хранившийся в монастыре Варак в Ванской области, был перевезен в Урфу в 1092 году и помещен в этой церкви. Здание построено из тесаного камня в плане трехнефной базилики. Оно украшено угловыми башнями. На стенах сохранились надписи.
Храм преобразовали в мечеть в 1956 году, оставив название.

Мечеть Фырфырлы

Мечеть Фырфырлы

Мечеть Фырфырлы

В расположенном рядом доме священника открыли бутик-отель.

Отель-бутик

Мечеть Селахаддина Эйюби

Мечеть Селахаддина Эйюби (Selahaddin Eyyubi Camii). На месте мечети находилась церковь Святого Иоанна Крестителя, построенная епископом Ноной в 457 году. Храм преобразовали в мечеть между 900-1250 гг. Здание много лет лежало в руинах, какое-то время его использовали в качестве электростанции, а в 1993 году его отремонтировали и открыли как мечеть.

Мечеть Селахаддина Эйюби

Музей археологии и мозаики

В музее археологии представлены находки, обнаруженные в окрестностях Шанлыурфы, включая Гёбекли-Тепе и Харран.
Новый музей открыли в 2015 году, он занимает 3 этажа.
В музейном комплексе собраны исторические артефакты палеолита, неолита, энеолита, бронзового и железного веков, среди экспонатов - доисторическая статуя «Человек из Урфы», выполненная в натуральную величину, она была найдена в 1993 году.
Адрес: Haleplibahçe Mahallesi, 2372. Sk. №: 74/1, 63200
Время работы: 08.00-19.00, ежедневно
Билет: 50 TL

Музей мозаики Халеплибахче

В музее мозаики Халеплибахче (Haleplibahçe Mozaik Müzesi) собраны исторические артефакты и мозаики, найденные в этом регионе.
Одно из самых популярных мозаичных полотен изображает амазонок, что является редким сюжетом.
Адрес: Haleplibahçe 2372 Sokak 63200 Merkez Eyyübiye
Время работы: 08.30-17.00, ежедневно
Билет: 50 TL

Что поесть в Шанлыурфе

Кухня Шанлыурфы представляет собой микс гастрономических традиций, в которых переплелись курдское, турецкое, арабское, армянское и сирийское влияния.
Город имеет свой фирменный Урфа-кебаб, считается родиной чиг кёфте (çiğ Köfte), который по легенде приготовил пророк Авраамом из ингредиентов, которые у него были под рукой. Чиг кёфте изначально делали из сырого мяса, булгура, томатной пасты, лука, петрушки, различных специй и местного острого перца – изот. Но после того, как Минздрав Турции запретил продажу сырого мяса в общепите, чиг кёфте стал вегетарианским.

Чиг-кёфте

В целом кухня Шанлыурфы острая, с множеством ингредиентов, с яркими вкусами и ароматами.
Здесь широко используют топленое масло, приготовленное из овечьего молока, которое называют Урфамасло – Урфаяги, острый перец изот, булугур и томатную пасту; специи, мука и рис отходят на второй план. Овощных блюд не очень много, а мясо готовят в разнообразных вариантах, особенно популярны шашлыки, в первую очередь кебаб из печени.

Кебаб

Урфа-кебаб, называемый также хаш-хаш кебаб, готовят из мяса ягненка, которое измельчают специальный ножом вместе с перцем, солью, чесноком и петрушкой. Нож Зырх имеет длину 50 см и форму в виде мачете, он издаёт звук похожий на «хаш-хаш», поэтому кебаб и получил такое название. Полученную массу в виде люля-кебаба нанизывают на шампур и жарят на открытом огне, вращая.
В Шанлыурфе готовят бораны (Boranı) – мясное блюдо с булгуром, перцем и топленым маслом, которое подаётся с йогуртом и чесноком. Существуют разные варианта, например, с местным грибом кеме, который растет под землей.
В Тигре и Евфрате ловят рыбу шабут (из семейства карповых), которую готовят в ресторанах.
Сладость с начинкой из грецких орехов, называемая шыллык (şıllık), является региональным десертом. Ее подают, разрезая ромбами и заливая жидким сиропом.

Подробнее о кухне Юго-Восточной Анатолии