Бычий форум. Рим

Главная - Италия - Лацио - Рим

У берегов Тибра находится Бычий форум (Foro Boario, мясной рынок), который считается старейшим из римских форумов.
Здесь был построен первый мост (так называемый Свайный), с которого весталки бросали в Тибр тросниковые фигурки людей во время одного из ритуалов. Мост не сохранился до наших дней. Форум был первым римским портом и важным коммерческим центром.
Здесь же произошел первый гладиаторский бой в 264 г. до н.э.
На форуме неплохо сохранились две религиозные постройки.

Храм Геркулеса-победителя

Круглый храм Геркулеса-победителя (Tempio di Ercole Vincitore), ранее ошибочно называемый храмом Весты из-за своей формы, был построен в I веке до н.э., в эпоху правления Тибериана.
Он имеет цилиндрическую форму и просторный вход. Это был первый мраморный храм в Риме, украшенный известными живописцами, среди которых был Скопас Младший. Внутреннее убранство не сохранилось.

Храм Геркулеса Победителя

Храм Портуна

Портун является богом-хранителем входов, гаваней и портов. Храм Портуна возвышается на кирпичном основании, его окружают колонны, его возвели в начале II веке до н.э. Долгое время ошибочно считалось, что это храм Фортуна Вирилис.

Храм Портуна

Церковь Санта-Мария-ин-Космедин

На площади Бокка делла Верита (Bocca della Verita) находится церковь Санта-Мария-ин-Космедин.

Церковь Санта-Мария-ин-Космедин

Она была построена в IV веке на месте двух античных римских храмов.
В VIII веке здесь служили греческие монахи, бежавшие от иконоборческих преследований.
Церковь реставрировали в VIII веке, потом некоторые части в XI-XIII вв., а в XVIII в. ее основательно обновили.
В храме заслуживают внимания готический алтарь, епископский престол, пасхальный канделябр и великоленый пол в технике косматеско.
В сакристии хранится фрагмент мозаики, перенесенной сюда из старого собора Св. Петра.

Уста Истины

После перестройки церкви Санта-Мария-ин-Космедин в VIII в. появилась крытая галерея и портик, в стене которого находятся знаменитые Уста истины - Бокка-делла-Верита, которые представляют собой большой круглый камень с изображением божества, открывшего уста. От куда появилась гигантская маска диаметром почти 2 метра точно не известно.
Если верить легенде, то каменная маска закрывала священный колодец в храме Меркурия, где древние римские коммерсанты клялись в своей честности во время купли-продажи.
Древней легенде вторит и легенда средневековая: страшная маска откусит руку тому, кто солгал. Обвиняемого во лжи подводили к Устам Истины, заставляли вложить в отверстие руку и повторить свои показания. Уходил испытуемый с рукой или без - зависело от его правдивости.
Но любая легенда имеет исключение, так существуют случаи, когда Уста Истины не работают. Все знали, что одна молодая женщина изменяет своему мужу, и, когда это достигло ушей ее супруга, он решил испытать жену на Устах Истины. Когда женщина вместе со своим мужем шла через толпу зевак к огромной маске, которая должна была свершить правосудие, ее любовник притворился сумасшедшим, набросился на молодую женщину и стал ее обнимать и целовать. Засунув руку в Уста Истины, женщина произнесла:
«Ни один мужчина не целовал меня, кроме мужа и этого сумасшедшего бедняги».
Женщина сказала правду, и народ знал об этом. Рука осталась на месте. Это первый случай, когда маску запутали. А римляне тут же стали говорить, что для того, чтобы прижать женщину к стенке, магии не достаточно.

Уста Истины

Митрериум

В 1931 году в ходе строительных работ в одном из зданий по улице Via dell’Ara Massima было обнаружено интересное сооружение – подземный митрериум, один из самых больших и хорошо сохранившихся языческих храмов Рима. Он находится как раз во дворе дома, стоящего слева от церкви (если стоять к храму лицом).
Митрериум датируется III в. н.э., когда культ Митре получил широкое распространение в Римской империи.

Митреум
Рельеф Митры, убивающего быка. Митреум.

Митрериум состоит из пяти комнат, соединенных между собой коридором. Первая комната служила вестибюлем, где верующие ожидали ритуала. В комнате с правой стороны приходили приготовления к обрядам.
В следующей комнате находятся две, прорубленные в стене, ниши, возможно, там стояли статуи дружественных Митре богов.
Далее коридор делится на две части, в правой более просторной установлен подиум, на который ведут три ступени.
В последующих комнатах в стенах также находятся ниши, глубокая выемка в полу, скорее всего, использовалась для сбора ритуальной крови.
В последней комнату находится сам митрериум: на постаменте установлена мраморная плита с изображением бога Митры. Митра убивает быка, всаживая кинжал в его горло, два факелоносца стоят с двух сторон от бога, сверху Солнце переходит в Луну, змея, собака и скорпион помогают Митре. С правой стороны стоит ребенок в головном уборе и держит в руке убитого животного.

Посетить митрериум можно по предварительной брони на сайте “Sotterranei di Roma”.

Митреум

Митреум, Рим, Италия

Фонтан тритонов

На площади перед церковь и митрериумом можно увидеть фонтан тритонов (Fontana dei tritini), который был построен Францеско Моратти в 1717 году, по указу папы Клемента XI.
Вазу в форме восьмиугольной звезды (эмблема папы) держут два тритона. Моратти вдохновил тритон Бернини.

Фонтан тритонов

Дом Крешенций

Дом Крешенций (Casa dei Crescenzi) находится сбоку от храма Портуна. Небольшое здание, построенное в конце X века, украшено античными находками.

Дом Крешенци, Рим, Италия




Сломанный мост Эмилио

Недалеко от площади Бокка делла Верита и острова Тиберина, сохранились остатки моста известного еще в Древнем Риме. В народе его называют мост Ротто, т.е. Сломанный мост, но в действительности это мост Эмилио.

Мост Эмилио, Рим, Италия

Его строительство началось в 179 году до н.э. цензорами Марко Эмилио Лепидо и Марко Фульвио Нобильоре, а закончилось в 142 году до н.э. цензорами Шипиньоне Эмилио и Лучио Муммио.
Сегодня от моста Эмилио сохранился один арочный пролет XVI века и опоры из травертина II века до н.э.

С другой стороны моста Палатино (ponte Palatino) находится клоака – Cloaca Massima – большой канал, отводящий воду из окружающих болот в Тибр и принимающий все нечистоты города. Эта древняя клоака была построена в VI в. до н.э. во времена правления этрусского царя Траквиния Приска. Клоака 3 метра высотой и поднимает воду на 12 метров, одна часть клоаки функционирует до сих пор.

Арка Януса

Четырехсторонняя арка Януса (Arco Quadrifronte (Arco di Giano) была построена Константином II в IV веке в честь победы, это арка типа квадрифон. Обычно такие ставили на перекрестках дорог.
На своде арки изображены фигуры Юноны и Рома (сидячие), и Минервы и Цереры (стоячие).
Но арка была полностью обновлена.

Арка Януса, Рим, Италия

Церковь святого Георгия Победоносца в Велабро

За аркой возвышается колокольня церкви святого великомученика Георгия Победоносца в Велабро (Chiesa di S. Georgio in Velabro). (Via del Velabro, 19. 10.00-12.30, 16.00-18.30)

Сан Джорджио ин Велабро, Рим, Италия

Первые упоминания о храме относятся к 682 году. Сначала он был посвящен святому Себастьяну, но греческий папа Захарий (741-752) отреставрировал его и посвятил святому Георгию, который является покровителем воинства и солдат.
В церкви богослужения велись по православному обряду. При папе Григории IV (827-844) храм перестроили, и он приобрел нынешний вид.
Главной святыней церкви считается голова святого великомученика Георгия.

Арка Арджентари

С левой стороны с церкви примыкает Арка Арджентари (Arco degli Argentari), которую возвели в 204 году менялы валюты и торговцы с Бычьего форума в честь Септимия Севера, Юлии Домны и их детей Кaрaкaллы и Гeты.
Высота арки составляет 6,8 метров, ширина - 5,86 метров. Она украшена рельефами, на внутренней части изображены сцены жертвоприношения быков, на внешней левой панели помещен человек, который, скорее всего, является Каракаллой, с другой стороны идут два солдата с захваченными в плен варварами; с левой стороны изображен Геркулес с палицей и в львиной шкуре, с правой стороны – Римлянин.

Арка Арджентари, Рим, Италия

Церковь Святого Теодора

Церковь Святого Теодора (Chiesa di S. Teodoro) была возведена в VI в., она считается одной из древнейших в Риме.

Церковь Святого Теодора

В то время район заселяли византийцы, и храм был посвящен византийскому солдату и мученику, которого почитали не только на Востоке, но и в Риме, Венеции и Ферраре.
Круглая церковь покрыта куполом работы Бернардо Росселлино. Сейчас это греко-православная церковь.
За церковью Святого Теодора возвышается Палатин, а чуть дальше раскинулся Римский форум.