Рим: От площади Навоны до Тибра.

Главная - Италия - Лацио - Рим

Свернем с площади Навона на улицу за фонтаном Мавра.
Узкая via de'Lorenesi приводит к церкви Санта Мария-делла-Паче (S.Maria della Pace). Улица, на которой находится храм, называется via dell'Arco della Pace – улица Арки Мира. В древние времена здесь находились многочисленные продавцы воды, которую черпали прямо из Тибра, потом очищали от песка и грязи и продавали.
Прямо под аркой находилась старая церковь в честь Мадонны. В 1480 году какой-то подвыпивший солдат бросил камень и попал в образ Богородицы, икона начала кровоточить. О чуде сообщили папе Сексту IV, и он приказал церковь отреставрировать и поменять название – Святая Мария Добродетельная.
Работы по реставрации церкви длились два года, к их окончанию название поменялось еще раз – Святая Мария Мира (S.Maria della Pace), так стала называться обновленная церковь. Потому что в это время был заключен мир между папским государством, Венецией и Королевством Неаполя.
Церковь перестроили по проекту архитектора Баччо Понтелли, монастырский дворик был реализован Браманте. Дворик получился особенным, став первым примером стиля эпохи Возрождения в Риме.
Фасад церкви обновили в 1656 году по проекту Пьетро да Кортона. По бокам от церкви расходятся две высокие пилястры с колонами. Купол был добавлен в 1524 году по проекту Антонио да Сангалло Младшего. Внутри церковь имеет один неф и великолепную капеллу Гиджи (первая справа), над которой трудился Пьетро да Кортона по рисунку Рафаэля.

Церковь Санта Мария-делла-Паче
Церковь Санта Мария-делла-Паче.

Выйдем на via dei Coronari.
Via dei Coronari является известной улицей Рима, ее длина составляет 500 метров. Она начинается от vicolo del Curato и заканчивается на via di Sant'Agostino.

Дом на Via dei Coronari
Дом на Via dei Coronari.

Коронарная улица – так переводится с итальянского ее название. Оно происходит от находящихся здесь лавок с религиозной утварью, особенно венков из роз, которые покупали пилигримы, проходящие по улице в базилику Святого Петра. Улицу проложили в средние века, чтобы пилигримы могли быстрей добраться до храма.

На Via dei Coronari находится церковь Сан-Сальваторе-ин-Лауро, возведенная в XVI в. Позже церковь сгорела, и ее перестроили в XVII в. В 1668 году храм перешел в собственность Пиценской общины, став главной церковью уроженцев Марке, проживающих в Риме. Она посвящено Святой Мадонне из Лорето, покровительнице авиаторов. В сантуарии помещена копия статуи Черной Мадонны.
Внутри церкви хранится древнее деревянное распятие. В роскошных приделах собраны работы Антоньяццо Романо, Камилло Рускони и другие. Трапезная украшена циклом фресок XVI в. Кроме того, в церкви находятся многочисленные святые реликвии, хорошо известные во всем мире.

Церковь Сан-Сальваторе-ин-Лауро
Церковь Сан-Сальваторе-ин-Лауро.

До конца XVI в. на via dei Coronari жили знаменитые куртизанки, среди которых Фьямметта Микаелис.
Фьямметта родилась во Флоренции в 1465 г. и приехала в Рим в 13-летнем возрасте вместе со своей матерью. Мать ее была куртизанкой и очень быстро стала любовницей кардинала Якопо Амманнати.
Но через полтора года она умерла, оставив все, что имела Фьямметте – 3 дома и виноградник в Ватикане. Дом на via dei Coronari №157 сохранился до сих пор и известен под именем «дом Фьямметты».
Фьямметта была «честной куртизанкой», красивая, образованная, начитанная и она могла поддержать дискуссию на любую тему, поэтому ее дом посещали персоны высокого ранга. В 1843 году Фьямметта стала любовницей Чезаре Борджиа, сына папы Алессандра VI. Хотя их отношения покрыты мраком тайны и точных данных нет, но многие авторы рассказывают об их встречах среди виноградников Ватикана, куда Борджиа приходил в пурпурном плаще и с мечом.
Умерла Фьямметта в 1512 году. Похоронили известную куртизанку в церкви Сант'Авгостино, недалеко отсюда, но от ее могилы не осталось и следа.

Via dei Coronari
Via dei Coronari.

Дворик на Via dei Coronari
Дворик на Via dei Coronari.

Via dei Coronari и ее обитатели
Via dei Coronari и ее обитатели.

Via dei Coronari называют одной из самых красивых улиц Рима. Сейчас вдоль улицы расположены антикварные магазины, художественные галереи, мастерские.

Ангельский знак. Via dei Coronari
"Ангельский знак". Via dei Coronari.

Ресторан на Via dei Coronari
Ресторан на Via dei Coronari.

Свернем направо на via di Panico, которая переходит в Via di Monte Giordano.

Уличное кафе
Уличное кафе.

Уличный декор
Уличный декор.

Рим

Рим

Дойдем до церкви Санта Мария-ин-Валличелла (S Maria in Vallicella) (или Новая Церковь).
Она была возведена в XVI в. на месте более древнего храма и находится на одноименной площади.
В церкви хранится чудотворный образ Мадонны – фреска XIV в., которая изначально была написана на внешней стены печи или общественной бани. Фреска начала кровоточить, когда ее повредили камнем. Это случилось в 1535 году, с тех пор она стала местом поклонения. В 1574 году фреску сняли и перенесли в церковь Святой Марии-делла-Валличелла. Сейчас она находится в главном алтаре.
Фасад церкви достаточно строгий и простой, украшен статуей Мадонны. Внутренняя часть купола покрыта фресками работы Пьетро да Кортона. В 1608 году чудотворный образ решили разместить в ниши, расписанной Рубенсом.

Интерьер церкви Санта Мария-ин-Валличелла
Интерьер церкви Санта Мария-ин-Валличелла.

Напротив церкви установлен фонтан в виде глиняной миски. Римский фонтан здесь появился в 1924 году, до этого он был установлен на площади Campo de' Fiori. Во время переезда, который занял несколько лет, с учетом времени, проведенного на складе, фонтан обзавелся крышкой и стал похож на кастрюлю.

Фонтан у церкви Санта Мария-ин-Валличелла
Фонтан у церкви Санта Мария-ин-Валличелла.

Пересечем широкий проспект - corso Vittorio Emanuele II. Он был проложен в 1886 году и носит имя первого итальянского короля.
Дойдем до via Giulia, которая проходит параллельно проспекту.

via Giulia
Via Giulia.

Via Giulia является исторической улицей Рима и одной из самых красивых в Вечном городе. Она окружена элегантными дворцами, церквями и фонтанами.
Via Giulia проложили в 1508 году. Папа Юлий II, чье имя носит улица, хотел, чтобы она стала новым административным и экономическим центром Рима. Донато Браманте спроектировал ее длинной и прямой. Ее общая длина составляет 1 км.
Лучше начать ее осмотр с того конца, что расположено ближе к мосту Святого Ангела.

Церковь Сан Джованни-дей-Фьорентини (San Giovanni dei Fiorentini) была построена флорентийцами, которые жили в Риме. В те времена их было достаточно много. Церковь создана Якопо Сансовино, хотя свои проекты предлагали Микеланджело и Рафаэль, но Сансовино оказался менее дорогим, чем остальные. Работы начались в 1519 году и продлились почти целый век, во время которого свою руку приложили Сангалло Младший, Джакомо Делла Порта и Карло Мадерно. Последний спроектировал купол, который в народе назвали леденцом.
В храме похоронены кардинал Людовико Мария Торриджани, Карло Мадерно и Франческо Борромини.

Церковь Сан Джованни-дей-Фьорентини
Церковь Сан Джованни-дей-Фьорентини

Надгробная плита Борромини
Надгробная плита Борромини

На via Giulia проживало много флорентинцев, среди них Бенвенуто Челлини, знаменитый ювелир XVI века, к которому часто обращались представители аристократичной верхушки. Его жизнь была полна приключений – драк и убийств, его заключали в тюрьму замка Сант-Анджело, из которой он бежал и был пойман. Также знаменитый художник Рафаэль Санцио какое-то время жил здесь.

Дальше по улице находится палаццо Сакетти (palazzo Sacchetti).
Огромное здание суда должно было размещаться на via Giulia , его спроектировал Донато Браманте, но работы остановились из-за нехватки денежных средств. Сохранились следы первого этапа – часть фасада покрыта рустованной поверхностью, которая образовала скамью для сидения. Ее быстро прозвали диван на via Giulia.

Диван на via Giulia
Диван на Via Giulia.

Здание с закрытыми окнами было тюрьмой для малолетних преступников, ее построили в 1825-27 гг. Сейчас здесь размещается музей Криминологии.

Чуть дальше находится здание с закрытыми окнами и большими решетками из кованого железа. Когда-то здесь была обостроена Новая Тюрьма, построенная папой Иннокентием X в 1650 году. Но она функционировала лишь до 1658 года, когда в Риме разразилась страшная чума и здание переделали под лазарет, чтобы держать больных в изоляции. Сейчас здание занимает антимафиозный следственный комитет.

Новая Тюрьма
Новая Тюрьма

via Giulia
Арка Фарнезе. Via Giulia.

Перед аркой Фарнезе находится маленькая церковь Санта Мария-делл-Орацьоне-э-Морте (Chiesa di Santa Maria dell'Orazione e Morte) – храм Молитвы и Смерти. Церковь была основана в 1573 г. братством, которое занималось захоронением мертвых бедняков, тела которых находили на улицах или в реке. Кладбище занимало обширную территорию вдоль Тибра и имело подземную часть, но в 1886 году было полностью уничтожено. Церковь открыта только по воскресеньям.

церковь Санта Мария-делл-Орацьоне-э-Морте. via Giulia
Церковь Санта Мария-делл-Орацьоне-э-Морте. Via Giulia.

Одним из самых ярких и запоминающихся моментом на via Giulia является фонтан XVI веке в виде большой маски.

Фонтан на via Giulia
Фонтан на via Giulia.

Свернем перед аркой Фарнезе налево и дойдем до палаццо Фарнезе.

Палаццо Фарнезе.
Палаццо Фарнезе.

Палаццо Фарнезе изначально бы спроектирован Антонио да Сангалло Младшим для кардинала Алессандро Фарнезе (будущий папа Павел III), который приобрел дворец и окружающие постройки в 1495-1512 гг. Работы начались в 1514 г., но были прерваны разграблением Рима в 1527 г. и продолжились в 1541 г., но уже с модификацией проекта.
После смерти Сангалло в 1546 г., работы поручили Микеланджело, а затем – Джакомо делла Порта. Внутри палаццо украшен великолепными фресками.
После смерти последнего представителя рода Фарнезе в 1626 году, дворец пустовал, а затем перешел в руки Бурбонов, королей Неаполя. А в 1874 году стал собственностью французского правительства, в его стенах разместилось посольство Франции. Согласно контракту, заключенному на 99 лет, Франция платила Италии за аренду символическую сумму равную в эквиваленте 1 евро. В 1936 году палаццо Фарнезе перешло к итальянскому правительству.

Площадь Фарнезе (piazza Farnese) считается сердцем района Регола, в котором мы сейчас находимся.
Он знаменит ремесленными мастерскими, особенно, кожевниками и дубильщиками, которые испокон веком обрабатывали кожу и занимались дальнейшими работами с ней. В прошлом ценились шкуры оленей, поэтому рогатое животное поместили на герб района.
Название квартала Regola (Регола) происходит от искаженного латинского слова renula, что означает «тонкий песок». От этого же слова появились названия улицы и площади – Аренула (Arenula). Район расположен вдоль восточного берега Тибра. Река часто выходила из берегов и, возвращаясь в свое русло, оставляла песчаный слой.
До середины XV века площадь называлась piazza del Duca, т.е. Герцогская площадь. На ней установлены два фонтана, которые были найдены в термах Каракаллы.

Фонтан перед палаццо Фарнезе.
Фонтан перед палаццо Фарнезе.

Дальше держим путь к галерее Спада, которая находится в одноименном дворце, на площади piazza Capo di Ferro.
Фасад палаццо украшают восемь фигур, которые сыграли значимую роль в истории Рима: Троян, Помпей, Фабий Массимо, Ромул, Нума Помпилий, Марко Клаудио Марчелло, Цезарь и Август. Палаццо был построен для кардинала Капо ди Ферро в 1540 году, а столетие спустя его приобрел другой кардинал Бернардино Спада. Для перестройки дворца он пригласил Франческо Борромини. Сейчас здесь размещается художественная галерея.
Палаццо Спада в первую очередь знаменит перспективой, которую создал талантливый архитектор Борромини. Она представляет собой внутренний дворик с колоннами, длина которого не превышает 9 метров, но создается иллюзия длинного коридора, заканчивающегося просторным садом.

Палаццо Спада и ложная перспектива.
Палаццо Спада и ложная перспектива.

Галерея была основана в 1927 году, среди наиболее значимых работ стоит отметить Андреа дель Сарто, Гуерчино, Памиджанино, Гуидо Рении, Тициан, Рубенс, Дюрер, Караваджо и др. Музей открыт: Вт – вск 8.30 – 19.30.

Перед палаццо Спада установлен элегантный фонтан в виде ниши с нимфой.
Здесь в XVIII веке располагался дом известного эзотерика Джузеппе Бальзамо, графа Калиостро. А его жена Лоренца до сих появляется привидением в полнолуние.

фонтан в виде ниши с нимфой
Фонтан в виде ниши с нимфой.

Начало маршрута - площадь Навона и campo de'Fiori

Или можно пройти к Пантеону, чтобы познакомиться с районом Пинья, т.е. «Шишка», увидеть «храм всех святых», барочную церковь Святого Игнация-ди-Лойола с оптической иллюзией, «говорящие статуи», а также площадь Венеции.

Между площадью Навона и Пантеоном лежит район Сант-Эустакьо, не пропустите его, чтобы увидеть работы Караваджо и многое другое.