Римский район Sant'Eustachio (Сант-Эустакьо) - между площадью Навона и Пантеоном.

Главная - Италия - Лацио - Рим

Римский район Сант-Эустакьо назван в честь христианского мученика святого Эвстахия, который жил во II веке. Ключевым элементом района является церковь Святого Эвстахия, возведенная на месте его смерти.

На гербе изображен олень с ветвистыми рогами и крестом, растущим из его головы. Согласно легенде, около 100 года генерал Плачидус во время охоты увидел красивого оленя, он уже прицелился, чтобы убить животное, но над его головой появился светящийся крест и послышался голос: «Плачидус, зачем ты меня преследуешь?».
Это чудо настолько поразило генерала, что он принял христианство и взял новое имя Эвстахий. Во время публичных церемоний по восхвалению бога Аполлона, он отрекся от язычества и был приговорен к растерзанию зверями. Но хищники отнеслись к Эвстахию миролюбиво, не причинив ему никакого вреда. Тогда бывшего генерала убили, пытая раскаленным железом.

Церковь Сант-Эустакьо

Район Сант-Эустакьо лежит между площадью Навона и Пантеоном.
В нем расположено много достопримечательностей и интересных мест.

В позднее Средневековье внешней облик зоны претерпел существенные изменения, были построены небольшие домики, в которых селились семью среднего и низкого достатка.
В начале XIX века многие здания были снесены для того, чтобы освободить место для нового проспекта corso del Rinascimento, который стал западной границей района.

Сердцем является площадь piazza Sant'Eustachio, на котором расположена одноименная церковь. Наверху возвышается голова оленя с рогами и крестом. Храм возвели на месте убийства римского воина и его семьи. Нынешний вид он принял в 1720 году, колокольня датируется концом XII века.

Церковь Сант-Эустакьо
Церковь Сант-Эустакьо

Напротив церкви находится палаццо Тицио да Сполето (Tizio da Spoleto), построенный в XVI веке для камергера кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III). Фасад здания покрыт фресками работы Федерико Дзуккари, изображающими сцены из жизни святого Эвстакия.

палаццо Тицио да Сполето
Палаццо Тицио да Сполето

На площади можно заглянуть в кофейню Sant'Eustachio, говорят, что здесь делают лучший кофе в Риме. Правда, бариста не в состоянии ответить о степени обжарки кофейных зерен, а в остальном бизнес поставлен на полном ходу – полки украшают фирменные пакеты с кофе, чашечки с логотипом и т.д.

кофейня Sant'Eustachio
Кофейня Sant'Eustachio

С правой стороны от церкви начинается via Sant'Eustachio. Две высокие колонны, возвышающиеся здесь, являются единственными остатками храма Нерона (62 г.).

На западе площадь замыкает комплекс, называемый La Sapienza, здесь было первое месторасположение Римского Университета, основанного в 1303 году. В 1935 году Университет переехал на новое место, а в этих зданиях расположился государственный архив. В комплекс входит палаццо XVI века с просторным двориком, окруженным двойным рядом портиков (работа Джакомо делла Порта). С другой стороны к нему примыкает церковь Сант-Иво-алла-Сапьенца (Sant'Ivo alla Sapienza), выполненная по проекту архитектора Франческо Борромини в стиле барокко.

Купол церкви Сант-Иво-алла-Сапьенца
Купол церкви Сант-Иво-алла-Сапьенца

На via degli Staderari, которая отделяет La Sapienza от палаццо Карпенья, находится фонтан Книг, таким образом, намекая на близость Университета.

Фонтан Книг
Фонтан Книг

Пройдя по corso del Rinascimento, увидим палаццо Мадама, в котором заседает сенат Итальянской Республики. Здание было возведено в конце XV века, в нем жил кардинал Джованни де Медичи (сын Лоренцо Великолепного и будущий папа Лев X). Позже палаццо стал римской резиденцией Маргариты Австрийской, дочери императора Карла V. Так как ее называли Мадама, то и дворец вошел в историю под ее именем.
Палаццо Мадама соединяется подземным переходом с дворцом Джустиана, стоящим сзади.

Палаццо Мадама
Палаццо Мадама

Чуть дальше находится «французская» церковь Сан Луиджи-дей-Франчези (San Luigi dei Francesi), основанная в 1518 году по приказу кардинала Джулиано де Медичи. На фасаде установлены статуи французских королей и королев. Внутри хранятся три работы Караваджо, расположенные в последнем приделе левого нефа – «Призвание апостола Матфея», «Святой Матфей и ангел» и «Мученичество святого Матфея».

Работы Караваждо в церкви Сан Луиджи-дей-Франчези
Работы Караваждо в церкви Сан Луиджи-дей-Франчези

В 1599 году Караваджо получил свой первый большой заказ – написать две картины для капеллы Контарелли французской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. На храм много жертвовал французский священник М. Контре, называемый себя на итальянский лад Маттео Контарелли. Караваджо обязывался изобразить его небесного покровителя – апостола Матфея.
До своего обращения Матфей служил мытарем, т.е. сборщиком налогов. В «Призвании апостола Матфея» Матфей указывает пальцем себе на грудь, словно восклицая в ответ на приглашающий жест Христа: «Кого, меня?» Полоса света символизирует внезапное духовное просветление Матфея.
«Мученичество Святого Матфея» было написано в 1599-1600 гг. Любопытная деталь: в одном из действующих лиц жестокой сцены Караваджо изобразил самого себя.
В феврале 1602 года Караваджо получил заказ на полотно «Святой Матфей и ангел», которое должно было занять место в алтаре капеллы Контарелли. Его сюжет связан с явлением Матфею ангела, вдохновившего его на написания Евангелий.
Следуя своим представлениям о реализме, Караваджо изобразил ангела непосредственно водящим рукой Матфея по пергаменту – при этом сам евангелист похож на не знающего грамоты человека. Этот вариант картины был отклонен церковью, поскольку изображение нашли неприличным – прежде всего, из-за «оскорбительно выставленных на всеобщее обозрение ног святого».
Караваджо тут же создал более традиционный вариант. Этот вариант до сих пор украшает алтарь. Отвергнутый вариант купил еще один покровитель Караваджо, маркиз Винченцо Джустиниани, но в годы Второй мировой войны полотно погибло в Германии.

Недалеко находится церковь Сант-Агостино (Sant'Agostino), в которую стоит заглянуть, чтобы полюбоваться фреской Рафаэля, скульптурной группой Андреа Сансовино и работой Караваджо «Мадонна пилигримов».
Работа «Мадонна Лорето» (более известная как «Мадонна пилигримов») вызвала огромные споры. Пилигримы были изображены бродягами с грязными ногами, а женщина в неопрятном чепце. О картине много говорили в негативных тонах, и черный пиар сделал свое дело - «Мадонне пилигримов» стала одной из самых известных работ Караваджо.

церковь Сант-Агостино
Церковь Сант-Агостино

С левой стороны церкви собраны первые таблички, которые запрещали складывать отходы.
Движемся на юг района, пересечем via delle Coppelle, название которой происходит от слова «бочонок» для воды или вина. Вдоль улицы откроется одноименная площадь, где расположена церковь Сан Сальваторе-делле-Коппелле (San Salvatore delle Coppelle), основанная около 1200 года, но перестроенная в 1775 году. С левой стороны найдем любопытные, старые таблички. Одна из них датируется 1749 годом и приказывает владельцам гостиниц сообщать о больших постояльцах. Такое предупреждение связано со страхом эпидемий, которые постоянно вспыхивали. На другой табличке написано название церкви и стоит дата «1195», возможно, это один из самых древних указателей.

В конце corso del Rinascimento находится церковь Сант-Андреа-делла-Валле (Sant'Andrea della Valle), которую возвели в 1590 году. Рядом расположен палаццо принадлежавший семье Пикколомини. Церковь возвели по воле Костанци Пикколомини, герцогини Амальфи. Святым покровителя города является Святой Андрей, которому и посвятили храм. Работы поручили Карло Мадерно и Джакомо делла Порта, а закончил проект Карло Райнальди в 1665 году. В Риме существует еще две церкви, посвященные Святому Андрею – на Квиринале и в районе Треви. Этот храм назвали по расположенному напротив палаццо кардинала Андреа Делла Валле.
Церковь известна своим гигантским куполом, которым является третьим по величине в Риме после Пантеона и базилики Святого Петра в Ватикане.
Фасад украшает фигура ангела. В церкви похоронены два папы – Пий II и Пий III.
Напротив входа установлен фонтан работы Карло Мадерно, который перенесли сюда в 1958 году из района Борго. С левой стороны от церкви находится говорящая статуя Аббата Луиджи.