Название района Пинья (Pigna) в переводе с итальянского означает «шишка» и отсылает к знаменитой римской скульптуре из бронзы в форме шишки. Возможно, это был фонтан в термах Агрипы, которые размещались за Пантеоном. Около 750 года бронзовую шишку перенесли в первую базилику Святого Петра, где также использовали в качестве фонтана. Сейчас скульптура хранится в музеях Ватикана.
В плане района Пинья лежит квадрат, несмотря на то, что его площадь не так велика, на ней сконцентрировано множество знаковых достопримечательностей Рима.
Безусловно, главенствующую роль здесь играет Пантеон, который является самой известной постройкой Древнего Рима.
В 31 году до н.э. консул и генерал Марк Випсаний Агриппа, который был большим другом императора Октавиана Августа, нанес поражение флоту Клеопатры. Эта победа положила конец Египетскому царству, которое стало римской провинцией. После своего возвращения Агриппа начал строительство грандиозного храма, посвященного богу войны Марсу, богине Венере и божественному Юлию.
Уже позже появилось посвящение всем святым и название Пантеон, происходящее от греческих слов pan = «все» и theon = «бог». Первый храм был уничтожен в пожаре в 80 году, его восстановили, но пламя, вспыхнувшее от удара молнии, опять разрушило религиозную постройку. Нынешний Пантеон был построен при императоре Адриане в 120-124 гг.
После падения Римской империи, в 608 году император Фока подарил Пантеон папе Бонифацию IV в знак большой дружбы. Таким образом, языческий храм стал христианской церковью, посвященной Святой Марии и Мученикам, потому что у старых стен были обнаружены христианские захоронения.
Через 60 лет другой император Костант II украсил Пантеон декоративными элементами, включая бронзовую черепицу, которую столетие спустя Джанлоренцо Бернини использовал для балдахина известного алтаря в соборе Святого Петра. В то же время в 1633 году к Пантеону пристроили две колокольни, которые напоминали римлянам уши осла. Лишь в 1883 году их сломали.
Пантеон. Старая фотография.
Пантеон имеет очень простую форму, которая представляет собой цилиндр, покрытый полусферическим куполом с отверстием наверху. Диаметр купола составляет 43,3 метра, он сделан из неармированного бетона. Его внутренняя поверхность расширяется у стен здания, доходя до 6 метров. Окон у Пантеона нет, свет проникает сквозь верхнее отверстие, диаметр которого составляет почти 9 метров.
В Средневековье родилось множество легенд, связанных с этим отверстием. Говорили, что его проделал дьявол, убегая из языческого храма. Верили в то, что бронзовая шишка затыкает отверстие, как пробка горлышко бутылки.
Купол Пантеона
На самом деле купол является сферическим меридианом. Как это работает? В зависимости от сезона солнце поднимается на разную высоту, его лучи проникают в отверстие в куполе и рисуют солнечный диск, который смешается в течение дня. В полдень солнечный диск достигает входа и переходит на противоположную сторону. В зависимости от сезона диск поднимается на разную высоту над входом. Это позволяет контролировать время и календарь.
По фотографии выше, мы можем сказать, что дело происходит зимой. В летнее время солнечный диск опускает ниже, в день летнего равноденствия доходит до пола.
Кроме этого в различные дни года происходят удивительные световые эффекты: солнечное пятно может подсвечивать вход изнутри (21 апреля), летом появляется огромный солнечный круг на полу. Но самый впечатляющий световой феномен – солнечная арка над входом.
Все это говорит о том, что Пантеон был построен на основании точных астрономических расчетов.
Внутри Пантеона находятся гробницы великих людей, среди них Рафаэль, королева Маргарита Савойская, король Умберт I Савойский, король Витторио Эммануэле II и другие.
Пантеон является одним из трех древнеримских построек, сохранивших бронзовые ворота. В 1563 году эти ворота были модифицированы.
Раньше напротив Пантеона была установлена арка, кипела рыночная торговля, в 1575 году появился фонтан работы Джакомо делла Порта. В 1711 году к нему добавили египетский обелиск, который привез в Рим император Домициан для оформления храма Исиды.
Фонтан перед Пантеоном
Вокруг площади расположены бары, кафе и рестораны, которые по вечерам наполняются посетителями. В прошлые века здесь бурлил рынок, где продавали всякую всячину. Но торговля закрывала вид на Пантеон, поэтому в 1822 году папа Пий VII вынес указ о переносе рынка.
Рядом с Пантеоном находится церковь Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva), которую возвели на фундаменте языческого храма, посвященного богине Мудрости Минерве. Нынешняя постройка датируется концом XIII века, внутренне убранство было перестроено в XVII веке в стиле барокко.
В базилике хранятся работы Филиппо Липпи (придел Карафа), Антониаццо Романо, скульптура Микеланджело («Христос, несущий крест»).
В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва похоронены пять пап и два важных представителя искусства XV века – живописец Беато Анжелико и скульптор Андреа Бреньо. Под главным алтарем хранятся останки Катерины Сиенской, которая является святой покровительницей Италии.
Интерьер базилики Санта-Мария-сопра-Минерва
Мощи Святой Екатерины Сиенской
К церкви примыкали монастырские постройки, в которых в 1633 году Галилео Галилея обвинили в ереси.
Перед храмом установлен египетский обелиск, который является одним из самых маленьких в Риме, его высота составляет 5,5 метров. Его держит на спине слон, выполненный по рисункам Бернини.
Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва
Площадь перед церковью считается одним из самых низких мест в итальянской столице, и ее часто затопляло, когда Тибр выходил из берегов. С правой стороны церкви есть указатели уровня воды.
С противоположной стороны площади находится via di Santa Chiara, где расположен магазин-ателье Gammarelli. Здесь шьют и продают церковные одежды, и с 1798 года магазин является официальным поставщиком папы.
Недалеко отсюда находится барочная церковь Святого Игнация-ди-Лойола (Sant'Ignazio di Loyola), посвященная основателю ордена иезуитов.
Церковь Святого Игнация-ди-Лойола
Храм возвели по приказу кардинала Людовизи, но постройка затянулась по времени. Основную часть выполнили в XVII веке, но многие элементы добавляли позже. Особенно впечатляющим является потолок, который покрыт фресками Андреа Поццо. Изображение задает впечатляющую перспективу, создавая иллюзию распахнутых небес.
Чтобы насладиться фреской в полной мере, надо встать ровно в центр центрального нефа, там, где на полу находится помеченный кружок. И посмотреть вверх. Кажется, что фреска Андреа Поццо пробивает потолок и устремляется ввысь, создавая иллюзию 3D изображения.
Фреска Андреа Поццо
Посмотрим на пол и пройдем немного вперед к алтарю, придерживаясь центра. Найдем второй кружок на мраморном полу. Поднимаем глаза, и не видим ничего необычного: колонны, потолок, огромный купол. Теперь сместимся вправо или влево. И что происходит!? Купол начинает изгибаться! На самом деле, купол нарисован. Это так же работа Андреа Поццо.
В одном из приделов церкви похоронен папа Григорий XV, который канонизировал святого Игнация.
За храмом находится Римская Коллегия, основанная Игнацием около 1540 года. Позже ее расширили за счет близлежащих домов. Коллегия владела богатейшей библиотекой, которая легла в основу Национальной Библиотеке Рима. Над зданием возвышается астрономическая башня.
На этой же площади на via della Gatta (улица Кошки) можно увидеть небольшую статую кошки, которая украшает угол палаццо Грацьоли. Когда-то священная кошечка была установлена в храме египетской богине Изиды. Также из этого храма, разрушенного в течение веков, происходит гигантская ступня, расположенная сейчас на via di Santo Stefano del Cacco.
Гигантская ступня
На via Lata (пересечение с via del Corso) на фасаде палаццо Де Каролис находится одна из «говорящих статуй» Рима – носильщик.
«Говорящая статуя» – носильщик
Напротив здания расположена церковь Санта-Мария, которую возвели в 1049 году на более древнем основании. Позже ее неоднократно перестраивали. Сохранилась крипта с фресками, которые перенесли в Римский музей.
Рядом с церковью расположен палаццо Дория Памфилия, который построили для Альдобрандини, когда Камилло Памфилий женился на Олимпии Альдобрандини.
Палаццо Дория Памфилия
Последнее здание на via del Corso, которое выходит piazza Venezia, является палаццо Бонапарте. Его возвели в 1677 году по проекту архитектора Де Росси. В 1818 году его приобрела Мария Летиция Рамолино, мать императора Наполеона Бонапарта. Она прожила здесь последние 18 лет своей жизни. Сохранился крытый балкончик, с которого старая синьора наблюдала за прохожими.
Балкон
Красный палаццо Венеция построил венецианский папа Павел II для своей семьи в 1465 году. Здание имеет средневековый облик, на углу возвышается башенка. В 1797 году в этом здании размещалось посольство Венецианской Республики; затем – Австрии, а с 1916 г. дворец находится в собственности Италии. С балкона палаццо Венеция выступал Муссолини во время собраний фашистов в 1922-43 гг.
Палаццо Венеция
Вообще, площадь Венеция была центром фашистского Рима, здесь устраивались парады и проходили собрания.
Площадь Венеции
В том же задании находится базилика Святого Марка, которая считается одной из самых старых церквей Рима. Она была основана в 336 году.
Древняя церковь находилась на 2,30 метра ниже современного уровня, она сгорела, от нее осталось лишь часть фундамента. В V в. была построена новая церковь, которую восстановили в IX в. В 1154 г. достроили романскую колокольню и мраморный балдахин. Современный облик храм получил в 1735 г.
Недалеко от церкви Сан-Марко находится гигантский женский бюст из мрамора, высотой около 3 метров. Эту женщину похоронили в церкви Санта-Мария-дель-Пополо во время резни в 1527 году. Но ее могила была разрушена, а остатки перенесли в базилику Святого Марка.
Бюст прозвали в народе мадам Лукреция, в честь любовницы Альфонса V Арагонского, короля Неаполя, которая после его смерти перебралась в Рим и жила недалеко от этого места. Это еще одна «говорящая статуя» Рима, единственная из них представительница прекрасного пола, на которую наклеивали едкие и анонимные пасквили в XIV и XV вв.
Мадам Лукреция
Напротив палаццо Венеция находится фонтан Шишка, установленный в 1927 году, который является символом квартала Пинья.
Перед нами лежит площадь Венеции, которая приобрела свой современный вид в 1885-1911 гг. Доминантой является белый монумент Витториано, посвященный первому королю объединенной Италии Витторио Эммануэле II . Он больше известен как Алтарь Отечества. Чтобы его возвести были разрушены средневековые кварталы, часть монастыря Арачели, башня Павла III и палаццо Торлония.
Алтарь Отечества
Монумент римляне прозвали печатной машинкой или свадебным пирогом. Он представляет собой гигантский алтарь с колоннадой на возвышении и памятником Витторио Эммануэлю II, восседающим на коне.
Монумент украшен статуями и фонтанами. Позже был добавлен памятник неизвестному солдату Первой Мировой Войны.
Алтарь Отечества
Внутри монумента Витторио Эммануэля II находится музей Рисорджименто.